учебный план 1-4 кл 2023-2024 ОВЗ ЗПР 7.2

Пояснительная записка
3.1.Учебный план
Учебный план в АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) фиксирует общий
объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение
по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного
процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.
При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение руководствовалось
следующими нормативными документами:
1.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями с 04.08.2023)
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 “О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 №286” (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676)
4.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, в редакции
приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 №712;
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 “Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования”
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229)
6.
Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО,
СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822)
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования.
8.
Приказ Минпросвещения России от 21.07.2023 №556 "О внесении изменений в
приложениях №1,№2 к приказу Министерства Просвещения Российской Федерации от 21 сентября
2022г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и установления предельного срока использования предельного
срока использования исключенных учебников» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.07.2023 N
74502)
9.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №
28 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
10.
Санитарные правила и нормативы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №28 (Гигиенические нормативы)

11.
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1023 «Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
12.
Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ -1290/03 «О направлении
методических рекомендаций»
13.
Устав образовательного учреждения.
14.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ЗНР (7.2).
В учебном плане представлены восемь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов,входящих в состав каждой предметной
области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных
потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область
включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического
развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всехимеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время,
отводимое на их изучение погодам обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образованияобучающихся с ЗПР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основногообщего
образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного процесса,
в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность,
экскурсии).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических)образовательных потребностей, характерных для
обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. На первом и
втором годах обучения эта часть отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть использовано:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;
на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов (например: элементарная компьютерная грамотность);
на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные (например: история и культура родного края).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса,
в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной
нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность

организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по
направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса
в образовательной организации. Выбор направлений внеурочной деятельности определяется
образовательной организацией.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и
индивидуальными коррекционно- развивающими занятиями (логопедическими и психо
коррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков
адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих
курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание
может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционноразвивающие курсы могут проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении
объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная
нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на проведение коррекционных занятий
(пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО
определяет образовательная организация.
АООП НОО обучающихся с ЗПР может включать как один, так и несколько учебных планов.
Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в силу особенностей психофизического
развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться
с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках
которых формируются индивидуальные учебные программы
(содержание дисциплин, курсов,
модулей, формы образования).
Учебный план обеспечивает, а также возможность их изучения, и устанавливает количество
занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
На уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР в МАОУ «СОШ с УИОП №
3» представлен вариант учебного плана: вариант 1 - для образовательных организаций, в которых
обучение ведется на русском языке.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная
рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся с
ЗПР.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом и втором годах
обучения - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся на первом и втором
годах обучения устанавливаютсяв течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении
продолжительности занятий на первом и втором годах обучения используется "ступенчатый"
режим обучения: в первом полугодии (в сентябре -октябре - по 3 урока в день по 35 минут
каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока по 40
минут каждый).
В предметную область "Русский язык и литературное чтение" введен учебный предмет
"Иностранный язык", в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут
сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в
жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут
начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения,
как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный
смысл овладения иностранным языком. Изучение учебного предмета "Иностранный язык"
начинается со 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю.
Часы
коррекционно-развивающей
области
представлены
групповыми
и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими
и

психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического
развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по
ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного
учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на
групповые занятия - до 40 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью,
составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционнообразовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего
образования) (пункт 3.4.16. Санитарно- эпидемиологических требований).
Формы промежуточной аттестации
Формы промежуточной аттестации Промежуточная аттестация – это установление уровня
достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин, предусмотренных
образовательной программой. Основной задачей промежуточной аттестации является установление
соответствия знаний учеников требованиям государственных образовательных программ, глубины
и прочности полученных знаний, их практическому применению. Промежуточная аттестация
проводится в 1-4 классах в конце учебного года без прекращения образовательного процесса в
соответствии с «Положением о системе оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых
результатов освоения адаптированной основной образовательной программы, формах и порядке
проведения текущей и промежуточной аттестации» и решением Педагогического совета школы с
выбором форм проведения промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация проводится в 1
раз в год в конце учебного года.
Промежуточная аттестация обучающихся общеобразовательных классов
в 2023-2024 учебном году
Класс

Учебный предмет

1-4

Русский язык

1-4

2-4

1-4

1-4

4

1-4

Форма промежуточной аттестации

Среднее арифметическое результатов
четвертных отметок и итоговой
контрольной работы
Литературное
Среднее арифметическое результатов
чтение
четвертных отметок и итоговой
контрольной работы
Иностранный
Среднее арифметическое результатов
язык
четвертных отметок и итоговой
контрольной работы
Математика
Среднее арифметическое результатов
четвертных отметок и итоговой
контрольной работы
Окружающий мир Среднее арифметическое результатов
четвертных отметок и итоговой
контрольной работы
Основы
Среднее арифметическое результатов
религиозных
четвертных отметок и итоговой
культур и
контрольной работы
светской этики
Искусство
Среднее арифметическое результатов
(музыка)
четвертных отметок и итоговой
контрольной работы

Периодичность
проведения
промежуточной
аттестации
1 раз в год, в конце
учебного года
1 раз в год, в конце
учебного года
1 раз в год, в конце
учебного года
1 раз в год, в конце
учебного года
1 раз в год, в конце
учебного года
1 раз в год, в конце
учебного года
1 раз в год, в конце
учебного года

1-4

1-4

1-4

Искусство
(изобразительное
искусство)
Технология
Физическая
культура

Среднее арифметическое результатов
четвертных отметок и итоговой
контрольной работы
Среднее арифметическое результатов
четвертных отметок и итоговой
контрольной работы
Среднее арифметическое результатов
четвертных отметок и итоговой
контрольной работы

1 раз в год, в конце
учебного года
1 раз в год, в конце
учебного года
1 раз в год, в конце
учебного года

Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.2)
Предметные
области

Классы
Учебные
предметы

Количество часов
20222023

1б

20232024

20242025

20252026

20262027

1б

2б

3б

4б

всего

(дополните
льный)

Обязательная часть
Русский язык и Русский язык
литературное
Литературное
чтение
чтение
Иностранный
Иностранный
язык
язык (английский
язык)
Математика
Математика
и информатика
Обществознание и
Окружающий мир
естествознание
Основы
Основы
религиозных
религиозных
культур
и культур
и
светской этики
светской этики
Музыка
Искусство
Изобразительное
искусство
Технология
Технология
Физическая
культура
Физическая
(адаптивная
культура
физическая
культура)
Количество часов в неделю
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
Курс «Занимательный русский язык»
Курс « Литературное чтение»
Всего в неделю
Максимально допустимая недельная
нагрузка при 5-дневной учебной неделе

5

5

5

4

4

23

4

4
-

4
-

4
1

3
1

19
2

4

4

4

4

4

20

2

2

2

2

2

10

-

-

-

-

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

5
5

1

1

1

1

1

5

3

3

3

3

3

15

21
33
693

21
33
693

21
34
714

21
34
714

21
34
714

105

-

-

21
21

21
21

1
1
23
23

1
1
23
23

1
1
23
23

-

3528

3
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».