План внеурочной деятельности 1-4 кл 2023-2024ЗПР 7.2.

Пояснительная записка
1. Особенности организации внеурочной деятельности в 2023-2024 учебном году
Одной из задач российского образования является ориентация обучающегося в
современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач
воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного
идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной
деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
(ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в школе, а воспитание
рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Внеурочная деятельность для обучающихся с задержкой психического развития в
МАОУ «СОШ с УИОП №3» является составной частью учебно-воспитательного процесса
и обеспечивают реализацию индивидуальных потребностей обучающегося, предоставляет
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Каждый вид внеурочной деятельности обогащает опыт коллективного
взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт
большой воспитательный эффект.
В 1-4 классах план внеурочной деятельности реализуется в соответствии с
требованиями ФГОС начального общего образования 2021.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация
занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями
(логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию
дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных
условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться
образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционноразвивающие курсы могут проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов
отводится на проведение коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарноэпидемиологических требований).
Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционноразвивающую область, АООП НОО (вариант 7.2) определяет МАОУ «СОШ с УИОП №3».
Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционноразвивающую область (до 5 часов в неделю), составляет до 1320 часов за четыре года
обучения.
Нормативная база
В условиях введения и реализации ФГОС НОО содержание внеурочной
деятельности определяют следующие документы:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от04.08.2023)
2. Приказ Минобрнауки России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным

3.

4.

5.

6.

7.

8.
9.

общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373,
с внесенными изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от
18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507,от 31.12.2015 № 1576,
Приказ Минпросвещения РФ от 11.12.2020 № 712).
Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286» Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1023 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 “О
направлении методических рекомендаций” (с "Методическими рекомендациями по
уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации
основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности")
Санитарные правила и нормативы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №28 (Гигиенические
нормативы)
Устав образовательного учреждения.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ЗПР (7.2).

2. Цели и задачи внеурочной деятельности
Цель организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования:
обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации,
создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и
индивидуальных особенностей.
Задачи внеурочной деятельности:
1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений
в разновозрастной школьной среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
6) поддержка
детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
7) формирование культуры поведения в информационной среде.
Состав и структура направлений внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности на уровне начального общего образования
(до 1350 часов за 4 года обучения), но не более 10 часов в неделю с учетом интересов
обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную

деятельность.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО организуется
по пяти направлениям развития личности:
 духовно-нравственное;
 социальное;
 общеинтеллектуальное;
 общекультурное;
 спортивно-оздоровительное.
Внеурочная деятельность школьников представлена такими видами деятельности, как:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальные проекты;
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность.
Внеурочная деятельность осуществляется посредством различных форм
организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки,
секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады,
конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные
практики и т. д.
Спортивно-оздоровительное направление
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и
укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на
ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих,
способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования.
Основные задачи:
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
 использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их
возрастных, психологических и иных особенностей;
 развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Формы работы при реализации программ данного направления: веселые старты, беседы
по здоровому образу жизни, социально значимые спортивные и оздоровительные акции и
проекты, сдача норм ГТО, Дни здоровья, тематические часы, спортивные соревнования,
эстафеты, и др. Данное направление представлено программой «Азбука здоровья» 1-4
классы
Духовно-нравственное направление
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовнонравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи.
Основные задачи:

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого
потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной
деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного
образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции —
«становиться лучше»;

укрепление нравственности — основанной на свободе воли и духовных
отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно
своей совести;


формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости
определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о
добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной
самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
 формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности
школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять
нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать
нравственную оценку своим и чужим поступкам;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

формирование основ российской гражданской идентичности;

формирование патриотизма и гражданской солидарности;

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями в решении общих проблем.
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности должна
обеспечить:

осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных
нравственных ценностей;

развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;

понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь,
взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за
другого человека.
Формы работы при реализации программ данного направления: уроки мужества,
экскурсии, создание творческих проектов, исследовательская деятельность, посещение
выставок, участие в акциях, конкурсы рисунков, праздничные тематические концерты.
Данное направление представлено следующими программами:
 Разговоры о важном 1-4 классы
 «Мой Пермский край»
Социальное направление
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних
резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта
на ступени начального общего образования, в формировании социальных,
коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного
взаимодействия в социуме.
Основными задачами являются:
 формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
 формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать
отношения в социуме;
 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
 формирование основы культуры межэтнического общения;
 формирование отношения к семье как к основе российского общества;
 воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшему поколению.
Формы работы при реализации программ данного направления: беседы, экскурсии,
тренинговые занятия, встречи с известными людьми, реализация социальных проектов,
исследовательская деятельность, посещение предприятий и образовательных учреждений
города, профессиональные пробы, участие в акциях «Покормите птиц зимой», «Посади
дерево», «Трудовой десант», «Подарок ветерану», флеш-мобах и др.
Данное направление представлено следующими программами:
 «Орлята России»
 «Тропинка в мир профессий»
Общеинтеллектуальное направление
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования.
Основными задачами являются:





формирование навыков научно-интеллектуального труда;
развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
формирование первоначального опыта практической преобразовательной
деятельности;
 овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени
начального общего образования.
Формы работы при реализации программ данного направления: предметные недели,
лекции, практические занятия, клубы, исследовательская деятельность, участие в
олимпиадах, конкурсах, викторинах различного уровня» и др.
Данное направление представлено следующими программами:
 «Умники и умницы»
 «Функциональная грамотность»
 «Занимательный русский язык»
 Проектная – исследовательская деятельность
Общекультурное направление
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к
духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию,
формированию
ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими
ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры,
нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других
стран.
Основными задачами являются:
 формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
 становление активной жизненной позиции;
 воспитание уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательного
отношения к сверстникам и малышам;
 формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, развитие
стремления к творческой самореализации средствами художественной
деятельности.
Формы работы при реализации программ данного направления: создание творческих
проектов, организация экскурсий, выставок детских рисунков, фото, поделок и творческих
работ обучающихся, участие в акциях, творческие объединения.
Данное направление представлено следующими программами
 «Музейные уроки»
В соответствии с целью и задачами внеурочной деятельности, на основании
социального заказа родителей (законных представителей) в МАОУ «СОШ с УИОП№3»
определена и реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности: модель
внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов
образовательного учреждения. Преимущества данной модели – в минимизации
финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и
методического пространства в школе. Оптимизационная модель предполагает, что в
реализации программы принимают участие все педагоги школы (учителя -предметники,
педагог - организатор, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители,
библиотекарь и др.) Координирующую роль в организации внеурочной деятельности
выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и
задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также с учебновспомогательным персоналом школы;
-организует в классе образовательную деятельность, оптимальную для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
-организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления,
-организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся;

- ведет учет через карту занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности,
учитывая занятость в общеобразовательном учреждении, учреждениях дополнительного
образования различной ведомственной принадлежности, учреждениях культуры и спорта;
Индивидуальные карты рекомендуется заполнять родителям (законным
представителям) совместно с обучающимися с периодичностью один раз в год (в сентябре)
с возможностью корректировки во втором полугодии (январе). Заполненная сводная карта
хранится у классного руководителя.
План внеурочной деятельности может корректироваться в течение учебного года в
связи с происходящими в работе школы изменениями: организационными, кадровыми,
финансовыми, так как внеурочная деятельность призвана гибко и оперативно реагировать
на изменения, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин
обучающимися.
Планируемые метапредметные и личностные результаты
Внеурочная деятельность направлена на достижение следующих воспитательных
результатов:
− приобретение обучающимися социального опыта;
− формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
− приобретение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
В результате реализации программы внеурочной деятельности начального общего
образования ожидается повышение результатов как личностных, так и метапредметных.
Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества.
Личностные результаты внеурочной деятельности отражают:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности.
3. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
4. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
5. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися УУД (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), сформированность основ российской, гражданской
идентичности.
Метапредметные результаты внеурочной деятельности отражают:
1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
2. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития
опыта участия в социально значимом труде.
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.

4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания.
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, умение ставить
и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развитие
мотивов и интересов своей познавательной деятельности.
7. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
8. Умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
10. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
10.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
11.Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции).
12.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Школа работает по трём уровням результатов внеурочной деятельности школьников.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых
результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками
знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах
поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и
Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об
основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой
деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие
ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре,
труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской
деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и
организации совместной деятельности с другими детьми.
Достижение всех трех уровней результатов будет свидетельствовать об
эффективности работы по реализации внеурочной деятельности.

Основные результаты реализации внеурочной деятельности обучающихся
оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность
познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.
Результаты внеурочной деятельности могут быть представлены в виде выступлений
на конкурсах, олимпиадах различного уровней, презентаций проектов, участие в
социально значимых инициативах, благотворительных акциях, проведение концертов,
выставок работ.
План внеурочной деятельности для обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2)
Формы

Духовно -нравственное

Социальное

Курс
Походы, экскурсии,
«день здоровья»,
соревнования и др

Курс
Дни театра, музея,
подготовка и участие
в конкурсах,
сюжетно-ролевые

игры, игры–
путешествия
Курс
Предметные недели

Обще
интеллектуа
льное

Общекультурное

Спртивно
оздоровител
ьное

Напр
авлени
я

Олимпиады

Название

«Азбука здоровья»

Количество часов
1б

Всего

1

1

Осуществляется учителями-предметниками,
классными руководителями в процессе реализации
программы воспитательной работы

«Музейные уроки»

1

1

Осуществляется учителями-предметниками,
классными руководителями в процессе реализации
программы воспитательной работы

«Умники и умницы»

1

1

Осуществляется учителями-предметниками,
классными руководителями в процессе реализации
программы воспитательной работы

Проект
Классные часы
Экскурсии, дни
театра и музея,
выставки рисунков,
поделок и
творческих работ
обучающихся,
проведение
тематических
классных часов,
встреч, бесед
Курс
Коррекционно –
развивающие
занятия

«Разговоры о важном»

1

Осуществляется учителями-предметниками,
классными руководителями в процессе реализации
программы воспитательной работы

Орлята России

1

1

Индивидуальные занятия
по русскому языку
Индивидуальные занятия
по математике
Индивидуальные занятия
по окружающему миру
Занятия с психологом

1

1

1

1

1

1

1

1

Занятия с логопедом
Всего

1

1

1

10

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».