План внеурочной деятельности 1-4 кл 2023-2024 ТНР (5.1)

Пояснительная записка
1. Особенности организации внеурочной деятельности в 2023-2024 учебном году
Одной из задач российского образования является ориентация обучающегося в
современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач
воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного
идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной
деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
(ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в школе, а воспитание
рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Внеурочная деятельность для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в
МАОУ «СОШ с УИОП №3» является составной частью учебно-воспитательного процесса
и обеспечивают реализацию индивидуальных потребностей обучающегося, предоставляет
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Каждый вид внеурочной деятельности обогащает опыт коллективного
взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт
большой воспитательный эффект.
В 1-4 классах план внеурочной деятельности реализуется в соответствии с
требованиями ФГОС начального общего образования 2021.
Нормативная база
В условиях введения и реализации ФГОС НОО содержание внеурочной
деятельности определяют следующие документы:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от04.08.2023)
2. Приказ Минобрнауки России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373,
с внесенными изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от
18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507,от 31.12.2015 № 1576,
Приказ Минпросвещения РФ от 11.12.2020 № 712).
4. Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286» Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
5. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1023 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 “О
направлении методических рекомендаций” (с "Методическими рекомендациями по
уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации
основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности")
7. Санитарные правила и нормативы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №28 (Гигиенические
нормативы)
8. Устав образовательного учреждения.
9. Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ТНР (5.1).

2. Цели и задачи внеурочной деятельности
Цель организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования:
обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации,
создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и
индивидуальных особенностей.
Задачи внеурочной деятельности:
1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений
в разновозрастной школьной среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
6) поддержка
детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
7) формирование культуры поведения в информационной среде.
Состав и структура направлений внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности на уровне начального общего образования
(до 1320 часов за 4 года обучения), но не более 10 часов в неделю с учетом интересов
обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
Для обучающихся с ТНР в рамках внеурочной деятельности выделяется
обязательный коррекционный курс "Индивидуальные и подгрупповые логопедические
занятия", на который выделяется 2 часа в неделю на каждого обучающегося.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО организуется
по пяти направлениям развития личности:
 духовно-нравственное;
 социальное;
 общеинтеллектуальное;
 общекультурное;
 спортивно-оздоровительное.
Внеурочная деятельность школьников представлена такими видами деятельности, как:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальные проекты;
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность.
Внеурочная деятельность осуществляется посредством различных форм
организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки,
секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады,
конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные
практики и т. д.

Спортивно-оздоровительное направление
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и
укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на
ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих,
способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования.
Основные задачи:
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
 использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их
возрастных, психологических и иных особенностей;
 развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Формы работы при реализации программ данного направления: веселые старты, беседы
по здоровому образу жизни, социально значимые спортивные и оздоровительные акции и
проекты, сдача норм ГТО, Дни здоровья, тематические часы, спортивные соревнования,
эстафеты, и др. Данное направление представлено программой «Азбука здоровья» 1-4
классы
Духовно-нравственное направление
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовнонравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи.
Основные задачи:

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого
потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной
деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного
образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции —
«становиться лучше»;

укрепление нравственности — основанной на свободе воли и духовных
отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно
своей совести;

формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости
определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о
добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной
самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
 формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности
школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять
нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать
нравственную оценку своим и чужим поступкам;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

формирование основ российской гражданской идентичности;

формирование патриотизма и гражданской солидарности;

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями в решении общих проблем.
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности должна
обеспечить:

осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных
нравственных ценностей;

развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;

понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь,
взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за
другого человека.

Формы работы при реализации программ данного направления: уроки мужества,
экскурсии, создание творческих проектов, исследовательская деятельность, посещение
выставок, участие в акциях, конкурсы рисунков, праздничные тематические концерты.
Данное направление представлено следующими программами:
 Разговоры о важном 1-4 классы
 «Мой Пермский край»
Социальное направление
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних
резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта
на ступени начального общего образования, в формировании социальных,
коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного
взаимодействия в социуме.
Основными задачами являются:
 формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
 формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать
отношения в социуме;
 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
 формирование основы культуры межэтнического общения;
 формирование отношения к семье как к основе российского общества;
 воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшему поколению.
Формы работы при реализации программ данного направления: беседы, экскурсии,
тренинговые занятия, встречи с известными людьми, реализация социальных проектов,
исследовательская деятельность, посещение предприятий и образовательных учреждений
города, профессиональные пробы, участие в акциях «Покормите птиц зимой», «Посади
дерево», «Трудовой десант», «Подарок ветерану», флеш-мобах и др.
Данное направление представлено следующими программами:
 «Орлята России»
 «Тропинка в мир профессий»
Общеинтеллектуальное направление
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования.
Основными задачами являются:
 формирование навыков научно-интеллектуального труда;
 развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
 формирование первоначального опыта практической преобразовательной
деятельности;
 овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени
начального общего образования.
Формы работы при реализации программ данного направления: предметные недели,
лекции, практические занятия, клубы, исследовательская деятельность, участие в
олимпиадах, конкурсах, викторинах различного уровня» и др.
Данное направление представлено следующими программами:
 «Умники и умницы»
 «Функциональная грамотность»
 «Занимательный русский язык»
 Проектная – исследовательская деятельность
Общекультурное направление
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к
духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию,
формированию
ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими
ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры,

нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других
стран.
Основными задачами являются:
 формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
 становление активной жизненной позиции;
 воспитание уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательного
отношения к сверстникам и малышам;
 формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, развитие
стремления к творческой самореализации средствами художественной
деятельности.
Формы работы при реализации программ данного направления: создание творческих
проектов, организация экскурсий, выставок детских рисунков, фото, поделок и творческих
работ обучающихся, участие в акциях, творческие объединения.
Данное направление представлено следующими программами
 «Музейные уроки»
В соответствии с целью и задачами внеурочной деятельности, на основании
социального заказа родителей (законных представителей) в МАОУ «СОШ с УИОП№3»
определена и реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности: модель
внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов
образовательного учреждения. Преимущества данной модели – в минимизации
финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и
методического пространства в школе. Оптимизационная модель предполагает, что в
реализации программы принимают участие все педагоги школы (учителя -предметники,
педагог - организатор, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители,
библиотекарь и др.) Координирующую роль в организации внеурочной деятельности
выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и
задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также с учебновспомогательным персоналом школы;
-организует в классе образовательную деятельность, оптимальную для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
-организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления,
-организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся;
- ведет учет через карту занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности,
учитывая занятость в общеобразовательном учреждении, учреждениях дополнительного
образования различной ведомственной принадлежности, учреждениях культуры и спорта;
Индивидуальные карты рекомендуется заполнять родителям (законным
представителям) совместно с обучающимися с периодичностью один раз в год (в сентябре)
с возможностью корректировки во втором полугодии (январе). Заполненная сводная карта
хранится у классного руководителя.
План внеурочной деятельности может корректироваться в течение учебного года в
связи с происходящими в работе школы изменениями: организационными, кадровыми,
финансовыми, так как внеурочная деятельность призвана гибко и оперативно реагировать
на изменения, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин
обучающимися.
Планируемые метапредметные и личностные результаты
Внеурочная деятельность направлена на достижение следующих воспитательных
результатов:
− приобретение обучающимися социального опыта;
− формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
− приобретение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
В результате реализации программы внеурочной деятельности начального общего
образования ожидается повышение результатов как личностных, так и метапредметных.
Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества.
Личностные результаты внеурочной деятельности отражают:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности.
3. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
4. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
5. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися УУД (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), сформированность основ российской, гражданской
идентичности.
Метапредметные результаты внеурочной деятельности отражают:
1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
2. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития
опыта участия в социально значимом труде.
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания.
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, умение ставить
и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развитие
мотивов и интересов своей познавательной деятельности.
7. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
8. Умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
10. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
10.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
11.Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции).
12.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Школа работает по трём уровням результатов внеурочной деятельности школьников.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых
результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками
знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах
поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и
Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об
основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой
деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие
ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре,
труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской
деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и
организации совместной деятельности с другими детьми.
Достижение всех трех уровней результатов будет свидетельствовать об
эффективности работы по реализации внеурочной деятельности.
Основные результаты реализации внеурочной деятельности обучающихся
оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность
познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.
Результаты внеурочной деятельности могут быть представлены в виде выступлений
на конкурсах, олимпиадах различного уровней, презентаций проектов, участие в
социально значимых инициативах, благотворительных акциях, проведение концертов,
выставок работ.

План внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1)

Духовно -нравственное

Обще
интеллектуальное

Общекульт
урное

Спортив
но оздорови
тельное

Направлени
я

Название

Формы

Курс
Походы, экскурсии, «день
здоровья», соревнования и др

Всего
4

Осуществляется учителями-предметниками, классными
руководителями в процессе реализации программы
воспитательной работы

Дни театра, музея, подготовка
и участие в конкурсах,
Осуществляется учителями-предметниками, классными
сюжетно-ролевые игры, игры– руководителями в процессе реализации программы
путешествия
воспитательной работы
Курс
Курс
Курс
Предметные недели
Олимпиады
Проект
Беседа
Курс
Экскурсии, дни театра и
музея, выставки рисунков,
поделок и творческих работ
обучающихся, проведение
тематических классных часов,
встреч, бесед
Курс

Социальное

«Азбука здоровья»

Количество часов
1в
3а
4б
2
2

Коррекционно – развивающие
занятия

Индивидуальные и
подгрупповые логопедические
занятия
Всего

«Умники и умницы»
«Умник»
Функциональная
грамотность

2

2

4

1

1

1

Осуществляется учителями-предметниками, классными
руководителями в процессе реализации программы
воспитательной работы

«Разговоры о важном»

1

Мой Пермский край

1

2

2

Осуществляется учителями-предметниками, классными
руководителями в процессе реализации программы
воспитательной работы

Орлята России

1

Индивидуальные занятия по
русскому языку
Индивидуальные занятия по
литературному чтению
Занятия с психологом
Занятия с логопедом

1

1

1

3

1

1

1

3

1
2

1
2

1
2

3
6

9

1

10

10

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».