Пояснительная записка 1. Особенности организации внеурочной деятельности в 2023-2024 учебном году Одной из задач российского образования является ориентация обучающегося в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательной деятельности в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в МАОУ «СОШ с УИОП №3» является составной частью учебно-воспитательного процесса и обеспечивают реализацию индивидуальных потребностей обучающегося, предоставляет возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Каждый вид внеурочной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. В 1-4 классах план внеурочной деятельности реализуется в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования 2021. Нормативная база В условиях введения и реализации ФГОС НОО содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы: 1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от04.08.2023) 2. Приказ Минобрнауки России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, с внесенными изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507,от 31.12.2015 № 1576, Приказ Минпросвещения РФ от 11.12.2020 № 712). 4. Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286» Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 5. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 “О направлении методических рекомендаций” (с "Методическими рекомендациями по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности") 7. Санитарные правила и нормативы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №28 (Гигиенические нормативы) 8. Устав образовательного учреждения. 9. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ТНР (5.1). 2. Цели и задачи внеурочной деятельности Цель организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи внеурочной деятельности: 1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; 2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; 3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; 4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; 5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; 6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; 7) формирование культуры поведения в информационной среде. Состав и структура направлений внеурочной деятельности План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне начального общего образования (до 1320 часов за 4 года обучения), но не более 10 часов в неделю с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. Для обучающихся с ТНР в рамках внеурочной деятельности выделяется обязательный коррекционный курс "Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия", на который выделяется 2 часа в неделю на каждого обучающегося. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО организуется по пяти направлениям развития личности: духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное; спортивно-оздоровительное. Внеурочная деятельность школьников представлена такими видами деятельности, как: - игровая деятельность; - познавательная деятельность; - проблемно-ценностное общение; - досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); - художественное творчество; - социальные проекты; - трудовая (производственная) деятельность; - спортивно-оздоровительная деятельность. Внеурочная деятельность осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Спортивно-оздоровительное направление Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основные задачи: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Формы работы при реализации программ данного направления: веселые старты, беседы по здоровому образу жизни, социально значимые спортивные и оздоровительные акции и проекты, сдача норм ГТО, Дни здоровья, тематические часы, спортивные соревнования, эстафеты, и др. Данное направление представлено программой «Азбука здоровья» 1-4 классы Духовно-нравственное направление Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовнонравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи. Основные задачи: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; укрепление нравственности — основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей; формирование основ российской гражданской идентичности; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем. Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности должна обеспечить: осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. Формы работы при реализации программ данного направления: уроки мужества, экскурсии, создание творческих проектов, исследовательская деятельность, посещение выставок, участие в акциях, конкурсы рисунков, праздничные тематические концерты. Данное направление представлено следующими программами: Разговоры о важном 1-4 классы «Мой Пермский край» Социальное направление Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени начального общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Основными задачами являются: формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основы культуры межэтнического общения; формирование отношения к семье как к основе российского общества; воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению. Формы работы при реализации программ данного направления: беседы, экскурсии, тренинговые занятия, встречи с известными людьми, реализация социальных проектов, исследовательская деятельность, посещение предприятий и образовательных учреждений города, профессиональные пробы, участие в акциях «Покормите птиц зимой», «Посади дерево», «Трудовой десант», «Подарок ветерану», флеш-мобах и др. Данное направление представлено следующими программами: «Орлята России» «Тропинка в мир профессий» Общеинтеллектуальное направление Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основными задачами являются: формирование навыков научно-интеллектуального труда; развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Формы работы при реализации программ данного направления: предметные недели, лекции, практические занятия, клубы, исследовательская деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах различного уровня» и др. Данное направление представлено следующими программами: «Умники и умницы» «Функциональная грамотность» «Занимательный русский язык» Проектная – исследовательская деятельность Общекультурное направление Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основными задачами являются: формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; становление активной жизненной позиции; воспитание уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательного отношения к сверстникам и малышам; формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности. Формы работы при реализации программ данного направления: создание творческих проектов, организация экскурсий, выставок детских рисунков, фото, поделок и творческих работ обучающихся, участие в акциях, творческие объединения. Данное направление представлено следующими программами «Музейные уроки» В соответствии с целью и задачами внеурочной деятельности, на основании социального заказа родителей (законных представителей) в МАОУ «СОШ с УИОП№3» определена и реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности: модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Преимущества данной модели – в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в школе. Оптимизационная модель предполагает, что в реализации программы принимают участие все педагоги школы (учителя -предметники, педагог - организатор, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, библиотекарь и др.) Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: - взаимодействует с педагогическими работниками, а также с учебновспомогательным персоналом школы; -организует в классе образовательную деятельность, оптимальную для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; -организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления, -организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся; - ведет учет через карту занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности, учитывая занятость в общеобразовательном учреждении, учреждениях дополнительного образования различной ведомственной принадлежности, учреждениях культуры и спорта; Индивидуальные карты рекомендуется заполнять родителям (законным представителям) совместно с обучающимися с периодичностью один раз в год (в сентябре) с возможностью корректировки во втором полугодии (январе). Заполненная сводная карта хранится у классного руководителя. План внеурочной деятельности может корректироваться в течение учебного года в связи с происходящими в работе школы изменениями: организационными, кадровыми, финансовыми, так как внеурочная деятельность призвана гибко и оперативно реагировать на изменения, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин обучающимися. Планируемые метапредметные и личностные результаты Внеурочная деятельность направлена на достижение следующих воспитательных результатов: − приобретение обучающимися социального опыта; − формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; − приобретение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. В результате реализации программы внеурочной деятельности начального общего образования ожидается повышение результатов как личностных, так и метапредметных. Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества. Личностные результаты внеурочной деятельности отражают: 1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. 2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. 3. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. 4. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 5. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), сформированность основ российской, гражданской идентичности. Метапредметные результаты внеурочной деятельности отражают: 1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 2. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. 3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. 6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности. 7. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 8. Умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. 10. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 10.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 11.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции). 12.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Школа работает по трём уровням результатов внеурочной деятельности школьников. Планируемые результаты внеурочной деятельности Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Достижение всех трех уровней результатов будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации внеурочной деятельности. Основные результаты реализации внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности. Результаты внеурочной деятельности могут быть представлены в виде выступлений на конкурсах, олимпиадах различного уровней, презентаций проектов, участие в социально значимых инициативах, благотворительных акциях, проведение концертов, выставок работ. План внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) Духовно -нравственное Обще интеллектуальное Общекульт урное Спортив но оздорови тельное Направлени я Название Формы Курс Походы, экскурсии, «день здоровья», соревнования и др Всего 4 Осуществляется учителями-предметниками, классными руководителями в процессе реализации программы воспитательной работы Дни театра, музея, подготовка и участие в конкурсах, Осуществляется учителями-предметниками, классными сюжетно-ролевые игры, игры– руководителями в процессе реализации программы путешествия воспитательной работы Курс Курс Курс Предметные недели Олимпиады Проект Беседа Курс Экскурсии, дни театра и музея, выставки рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, проведение тематических классных часов, встреч, бесед Курс Социальное «Азбука здоровья» Количество часов 1в 3а 4б 2 2 Коррекционно – развивающие занятия Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия Всего «Умники и умницы» «Умник» Функциональная грамотность 2 2 4 1 1 1 Осуществляется учителями-предметниками, классными руководителями в процессе реализации программы воспитательной работы «Разговоры о важном» 1 Мой Пермский край 1 2 2 Осуществляется учителями-предметниками, классными руководителями в процессе реализации программы воспитательной работы Орлята России 1 Индивидуальные занятия по русскому языку Индивидуальные занятия по литературному чтению Занятия с психологом Занятия с логопедом 1 1 1 3 1 1 1 3 1 2 1 2 1 2 3 6 9 1 10 10 29