Эвристическая физика 8 кл

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа курса по физике «Эвристическая физика» для учащихся 8 – х классов составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
а) умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и
выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные
закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
б) умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению
простейших задач;
в) умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия и создания
технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности
своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
г) умение применять знания по физике при изучении
других предметов естественно математического цикла;
д) развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать
факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно - следственные связи между
величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
е) коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в
дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу.
2. Метапредметные:
а) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности;
б) изучение явлений природы;

в) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной,
символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в
нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
г) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных
источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
д) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и
отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
3. Личностные:
а) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
б) уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
в) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
г) приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и к самому себе как части
природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и
интересами.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы (8 класс – 34 часа)
1. Тепловые явления – 8 часов
Тепловое расширение тел. Процессы плавления и отвердевания, испарения и конденсации.
Теплопередача. Влажность воздуха на разных континентах.
Демонстрации:
1. Наблюдение таяния льда в воде.
2. Скорости испарения различных жидкостей.
3. Тепловые двигатели будущего.
Лабораторные работы:
1. Изменения длины тела при нагревании и охлаждении.
2. Отливка парафинового солдатика.
3. Наблюдение за плавлением льда
4. От чего зависит скорость испарения жидкости?
5. Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.
2. Электрические явления – 8 часов
Микромир. Модели атома, существовавшие до начала XIX. История открытия и действия
гальванического элемента. История создания электрофорной машины. Опыт Вольта. Электрический
ток в электролитах. Лампа с регулируемой яркостью. Детектор лжи. Автоматический уличный фонарь.
Автоматические осветители.
Демонстрации:
1. Модели атомов.
2. Гальванические элементы.
3. Электрофорной машины.
4. Опыты Вольта и Гальвани
Лабораторные работы:
1. Создание гальванических элементов из подручных средств.
2. Электрический ток в жидкостях создания «золотого ключика»
3. Лампа с регулируемой яркостью.
4. Детектор лжи.
5. Автоматический уличный фонарь.
6. Автоматические осветители.
3. Электромагнитные явления – 4 часа
Магнитное поле в веществе. Магнитная аномалия. Магнитные бури. Разновидности
электроизмерительных приборов. Разновидности электродвигателей.

Демонстрации:
1. Наглядность поведения веществ в магнитном поле
2. Презентации о магнитном поле Земли и о магнитных бурях.
3. Демонстрация разновидностей электроизмерительных приборов.
4. Наглядность разновидностей электродвигателей.
Лабораторные работы:
1. Исследование различных электроизмерительных приборов.

4. Оптические явления – 8 часов
Источники света: тепловые, люминесцентные, искусственные. Изготовление камеры - обскура и
исследование изображения с помощью модели. Многократное изображение предмета в нескольких
плоских зеркалах. Изготовить перископ и с его помощью провести наблюдения. Практическое
использование вогнутых зеркал. Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Миражи.
Развитие волоконной оптики. Использование законов света в технике.
Демонстрации:
1. Различные источники света.
2. Изображение предмета в нескольких плоских зеркалах.
3. Изображение в вогнутых зеркалах.
4. Использование волоконной оптики.
5. Устройство фотоаппаратов, кинопроекторов, калейдоскопов.
Лабораторные работы:
1. Изготовление камеры - обскура и исследование изображения с помощью модели.
2. Практическое применение плоских зеркал.
3. Практическое использование вогнутых зеркал.
4. Изготовление перископа и наблюдения с помощью модели.
5. Человек и природа - 4
Автоматика в нашей жизни. Примеры использования автоматических устройств в науке, на
производстве и в быту. Средства связи. Радио и телевидение. Альтернативные источники энергии.
Виды электростанций. Необходимость экономии природных ресурсов и использования, новых
экологичных и безопасных технологий. Наука и безопасность людей.
Демонстрации:
1. фотоматериалы и слайды по теме.
Лабораторные работы:
1.Изучение действий средств связи, радио и телевидения.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

1
2
3
4
5
6

№

1

Название темы (раздела)

Всего
часов

Из них

Формы контроля

теория

практика

3
1
2
4
2

5
7
2
4
2
2
22

Тепловые явления
Электрические явления
Электромагнитные явления
Оптические явления
Человек и природа
Подведение итогов
итого

8
8
4
8
4
2
34

Название
(раздела)

Из них

УУД

тео
рия
3

Самостоятельно

Тепловые

темы Всего
часов

8

12

прак
тика
5

наблюдение
наблюдение, презентация
презентация
наблюдение, презентация
презентация
викторина

Формы
организа
ции
занятий

Формы
контроля

1/1

1/2

1/3

1/4

1/5
1/6

1/7

1/8

2
2/1

2/2

2/3

2/4

2/5

2/6

явления
Разнообразие
тепловых явлений.
Тепловое
расширение тел.
Изменения длины
тела при
нагревании и
охлаждении.
Теплопередача
Наблюдение
теплопроводности
воды и воздуха.
Плавление и
отвердевание.
«Отливка
парафинового
солдатика»
Наблюдение за
плавлением льда
Испарение и
конденсация. От
чего зависит
скорость
испарения
жидкости?
Влажность
воздуха на разных
континентах.
Тепловые
двигатели
будущего.
Электрические
явления
Микромир.
Модели атома,
существовавшие
до начала XIX
История
открытия и
действия
гальванического
элемента.
История создания
электрофорной
машины
Опыты Вольта.
Электрический
ток в
электролитах
Лампа с
регулируемой
яркостью.
Детектор лжи.

формулируют
познавательную задачу.
Умеют с помощью
вопросов добывать
недостающую
информацию. Имеют
навыки
конструктивного
общения в малых
группах.
Выбирают критерии
для сравнения
физических тел и
физических явлений.
Ставят учебную задачу
на основе соотнесения
того, что уже известно,
и того, что еще
неизвестно. Позитивно
относятся к процессу
общения. Умеют
задавать вопросы.
Умеют обосновывать
свои выводы и
умозаключения.

1

1

1

1

1
1

беседа

экспери
мент

наблюден
ие

экспери
мент

наблюде
ние

наблюде
ние
диску
сия

наблюде
ние

1

беседа

презента
ция

1

проект

презента
ция

8
1

1

1

1

1

1

1

7
Управляют своей
познавательной и
учебной деятельностью
посредством
постановки целей,
планирования,
контроля, коррекции
своих действий и
оценки успешности
усвоения. Сравнивают
способ и результат
своих действий с
образцом – листом
сопровождения.
Обнаруживают
отклонения.
Обдумывают причины
отклонений.
Осуществляют
самоконтроль и
взаимоконтроль.

беседа

экспери
мент

наблюде
ние

экспери
мент

наблюде
ние

экспери
мент

наблюде
ние

экспери
мент

наблюде
ние

экспери
мент

наблюде
ние

2/7
2/8
3
3/1
3/2

3/3

3/9

4
4/1

4/2

4/3

4/4

4/5

4/6

Автоматический
уличный фонарь.
Автоматические
осветители.
Электромагнит
ные явления
Магнитное поле в
веществе
Магнитная
аномалия.
Магнитные бури.
Разновидности
электроизмерител
ьных приборов.
Разновидности
электродвига
телей.

1

Оптические
явления
Источники света:
тепловые,
люминесцентные.

8

Изготовление
камеры - обскура
и исследование
изображения с
помощью модели.
Многократное
изображение
предмета в
нескольких
плоских зеркалах.
Изготовить
перископ и с его
помощью
провести
наблюдения.
Практическое
использование
вогнутых зеркал.
Зрительные
иллюзии,
порождаемые
преломлением

1

экспери
мент
экспери
мент

1
4

2

2

1
1

1

1

1

1

1

1

1

4

наблюде
ние
наблюде
ние

Управляют своей
познавательной и
учебной деятельностью
посредством
постановки целей,
планирования,
контроля, коррекции
своих действий и
оценки успешности
усвоения.
Сравнивают способ и
результат своих
действий с образцом –
листом сопровождения.
Обнаруживают
отклонения.
Обдумывают причины
отклонений.
Осуществляют
самоконтроль и
взаимоконтроль.

беседа

Управляют своей
познавательной и
учебной деятельностью
посредством
постановки целей,
планирования,
контроля, коррекции
своих действий и
оценки успешности
усвоения.
Выделяют и
формулируют
познавательную цель.
Выделяют
количественные
характеристики
объектов, заданные
словами.
Принимают
познавательную цель и
сохраняют ее при
выполнении учебных
действий. Осознают
свои действия. Имеют
навыки
конструктивного

беседа

беседа

эксперим
ент

наблюден
ие

проект

презента
ция

4

экспери
мент

наблюде
ние

экспери
мент

наблюде
ние

экспери
мент

наблюде
ние

кинопо
каз
презен
тация

4/7

4/8

5
5/1
5/2

5/3

5/4

6

света. Миражи.
Развитие
волоконной
оптики.
Использование
законов света в
технике.
Человек и
природа
Автоматика в
нашей жизни.
Радио и
телевидение.
Альтернативные
источники
энергии. Виды
электростанций.
Наука сегодня.
Наука и
безопасность
людей.
Подведение
итогов

общения в малых
группах.

1

1

4

2

экспери
мент

наблюде
ние

проект

презента
ция

2

1

Самостоятельно
формулируют
познавательную задачу.
Умеют (или развивают)
способность с
помощью вопросов
добывать недостающую
информацию

1

1

1

2

кинопо
каз

кино
показ
презен
тация

беседа,
проект

2

виктории
на

презента
ция


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».