1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа курса по физике «Эвристическая физика» для учащихся 8 – х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Планируемые результаты: 1. Предметные: а) умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц; б) умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач; в) умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия и создания технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; г) умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно математического цикла; д) развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно - следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы; е) коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу. 2. Метапредметные: а) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; б) изучение явлений природы; в) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; г) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; д) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. 3. Личностные: а) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; б) уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры; в) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; г) приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и к самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами. 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание программы (8 класс – 34 часа) 1. Тепловые явления – 8 часов Тепловое расширение тел. Процессы плавления и отвердевания, испарения и конденсации. Теплопередача. Влажность воздуха на разных континентах. Демонстрации: 1. Наблюдение таяния льда в воде. 2. Скорости испарения различных жидкостей. 3. Тепловые двигатели будущего. Лабораторные работы: 1. Изменения длины тела при нагревании и охлаждении. 2. Отливка парафинового солдатика. 3. Наблюдение за плавлением льда 4. От чего зависит скорость испарения жидкости? 5. Наблюдение теплопроводности воды и воздуха. 2. Электрические явления – 8 часов Микромир. Модели атома, существовавшие до начала XIX. История открытия и действия гальванического элемента. История создания электрофорной машины. Опыт Вольта. Электрический ток в электролитах. Лампа с регулируемой яркостью. Детектор лжи. Автоматический уличный фонарь. Автоматические осветители. Демонстрации: 1. Модели атомов. 2. Гальванические элементы. 3. Электрофорной машины. 4. Опыты Вольта и Гальвани Лабораторные работы: 1. Создание гальванических элементов из подручных средств. 2. Электрический ток в жидкостях создания «золотого ключика» 3. Лампа с регулируемой яркостью. 4. Детектор лжи. 5. Автоматический уличный фонарь. 6. Автоматические осветители. 3. Электромагнитные явления – 4 часа Магнитное поле в веществе. Магнитная аномалия. Магнитные бури. Разновидности электроизмерительных приборов. Разновидности электродвигателей. Демонстрации: 1. Наглядность поведения веществ в магнитном поле 2. Презентации о магнитном поле Земли и о магнитных бурях. 3. Демонстрация разновидностей электроизмерительных приборов. 4. Наглядность разновидностей электродвигателей. Лабораторные работы: 1. Исследование различных электроизмерительных приборов. 4. Оптические явления – 8 часов Источники света: тепловые, люминесцентные, искусственные. Изготовление камеры - обскура и исследование изображения с помощью модели. Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. Изготовить перископ и с его помощью провести наблюдения. Практическое использование вогнутых зеркал. Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Миражи. Развитие волоконной оптики. Использование законов света в технике. Демонстрации: 1. Различные источники света. 2. Изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. 3. Изображение в вогнутых зеркалах. 4. Использование волоконной оптики. 5. Устройство фотоаппаратов, кинопроекторов, калейдоскопов. Лабораторные работы: 1. Изготовление камеры - обскура и исследование изображения с помощью модели. 2. Практическое применение плоских зеркал. 3. Практическое использование вогнутых зеркал. 4. Изготовление перископа и наблюдения с помощью модели. 5. Человек и природа - 4 Автоматика в нашей жизни. Примеры использования автоматических устройств в науке, на производстве и в быту. Средства связи. Радио и телевидение. Альтернативные источники энергии. Виды электростанций. Необходимость экономии природных ресурсов и использования, новых экологичных и безопасных технологий. Наука и безопасность людей. Демонстрации: 1. фотоматериалы и слайды по теме. Лабораторные работы: 1.Изучение действий средств связи, радио и телевидения. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 5 6 № 1 Название темы (раздела) Всего часов Из них Формы контроля теория практика 3 1 2 4 2 5 7 2 4 2 2 22 Тепловые явления Электрические явления Электромагнитные явления Оптические явления Человек и природа Подведение итогов итого 8 8 4 8 4 2 34 Название (раздела) Из них УУД тео рия 3 Самостоятельно Тепловые темы Всего часов 8 12 прак тика 5 наблюдение наблюдение, презентация презентация наблюдение, презентация презентация викторина Формы организа ции занятий Формы контроля 1/1 1/2 1/3 1/4 1/5 1/6 1/7 1/8 2 2/1 2/2 2/3 2/4 2/5 2/6 явления Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел. Изменения длины тела при нагревании и охлаждении. Теплопередача Наблюдение теплопроводности воды и воздуха. Плавление и отвердевание. «Отливка парафинового солдатика» Наблюдение за плавлением льда Испарение и конденсация. От чего зависит скорость испарения жидкости? Влажность воздуха на разных континентах. Тепловые двигатели будущего. Электрические явления Микромир. Модели атома, существовавшие до начала XIX История открытия и действия гальванического элемента. История создания электрофорной машины Опыты Вольта. Электрический ток в электролитах Лампа с регулируемой яркостью. Детектор лжи. формулируют познавательную задачу. Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Имеют навыки конструктивного общения в малых группах. Выбирают критерии для сравнения физических тел и физических явлений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно. Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы. Умеют обосновывать свои выводы и умозаключения. 1 1 1 1 1 1 беседа экспери мент наблюден ие экспери мент наблюде ние наблюде ние диску сия наблюде ние 1 беседа презента ция 1 проект презента ция 8 1 1 1 1 1 1 1 7 Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. беседа экспери мент наблюде ние экспери мент наблюде ние экспери мент наблюде ние экспери мент наблюде ние экспери мент наблюде ние 2/7 2/8 3 3/1 3/2 3/3 3/9 4 4/1 4/2 4/3 4/4 4/5 4/6 Автоматический уличный фонарь. Автоматические осветители. Электромагнит ные явления Магнитное поле в веществе Магнитная аномалия. Магнитные бури. Разновидности электроизмерител ьных приборов. Разновидности электродвига телей. 1 Оптические явления Источники света: тепловые, люминесцентные. 8 Изготовление камеры - обскура и исследование изображения с помощью модели. Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. Изготовить перископ и с его помощью провести наблюдения. Практическое использование вогнутых зеркал. Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением 1 экспери мент экспери мент 1 4 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 наблюде ние наблюде ние Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. беседа Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Осознают свои действия. Имеют навыки конструктивного беседа беседа эксперим ент наблюден ие проект презента ция 4 экспери мент наблюде ние экспери мент наблюде ние экспери мент наблюде ние кинопо каз презен тация 4/7 4/8 5 5/1 5/2 5/3 5/4 6 света. Миражи. Развитие волоконной оптики. Использование законов света в технике. Человек и природа Автоматика в нашей жизни. Радио и телевидение. Альтернативные источники энергии. Виды электростанций. Наука сегодня. Наука и безопасность людей. Подведение итогов общения в малых группах. 1 1 4 2 экспери мент наблюде ние проект презента ция 2 1 Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию 1 1 1 2 кинопо каз кино показ презен тация беседа, проект 2 виктории на презента ция