План внеурочной деятельности 1-4 кл 2024-2025

Пояснительная записка
I. Общие положения
План внеурочной деятельности основной образовательной программы начального общего
образования МАОУ «СОШ с УИОП №3» - нормативный документ, который фиксирует общий
объем нагрузки, определяющим распределение часов внеурочной деятельности, состав и
структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности, отводимой на
формирование всесторонне развитой личности обучающихся на достижение планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учётом выбора участниками
образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого
в МАОУ «СОШ с УИОП №3» и разработан в соответствии:
1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями с 12.06.2024)
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 “О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 №286” (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 “Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования”
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229)
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2024 № 499 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 16.08.2024 № 79172)
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.01.2024 № 31 « О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного
общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 №77330)
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования.
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.02.2024 № 119
"О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего,
среднего
общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования
исключенных
учебников"
(Зарегистрирован 22.03.2024 № 77603)
9. Приказ Минпросвещения России от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного общего
образования и среднего общего образования»
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
11. Санитарные правила и нормативы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды

обитания», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 №28 (Гигиенические нормативы)
12. Устав образовательного учреждения.
13. Основная образовательная программа начального общего образования
Внеурочная деятельность является обязательной частью организационного раздела
ООП НОО, а рабочие программы по внеурочной деятельности являются обязательной
частью содержательного раздела основной образовательной программы.
Назначение плана внеурочной деятельности – психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации развития,
индивидуальных способностей и познавательных интересов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
 поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
 совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений
в разновозрастной школьной среде;
 формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
 повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса
 к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей участников;
 развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность;
становление умений командной работы;
 поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
 формирование культуры поведения в информационной среде.
II. Состав и структура направлений внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности на уровне начального общего образования (до 1320
часов за 4 года обучения), но не более 10 часов в неделю с учетом интересов обучающихся и
возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При отборе направлений внеурочной деятельности МАОУ «СОШ с УИОП №3»
ориентировалась, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого –
педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности
обучения, запросы родителей (законных представителей) обучающихся.
Направления внеурочной деятельности
1. Спортивно – оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил
здорового безопасного образа жизни.
Форма организации данного направления: веселые старты, беседы по здоровому образу
жизни, сдача норм ГТО, дни здоровья, тематические часы, спортивные соревнования, эстафеты, и
др. Данное направление представлено программой «Азбука здоровья»
2. Проектно – исследовательская деятельность – это совместная учебно – познавательная,
творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы
деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию
самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности,
инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретут социальную практику за
пределами школы, адаптируются к современнным условиям жизни, а так же организуется как
углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению
проектов.
Формы организации уроки – исследования, экскурсии, проект.
Данное направление представлено программой «Достопримечательности родного края»

3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной
коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.
Информационно – просветительские занятия направлены на совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного
творчества, развитие способности работать в команде, патриотической, нравственной и
экологической направленности.
Формы организации разговор и (или) беседа, кружок, творческая студия, дискуссионный
клуб. Данное направление представлено следующими программами: - «Орлята России», «.
Разговор о важном»
4. Художественно – эстетическая деятельность - занятия, связанные с реализацией особых
интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся, включая занятия по
дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей. Творческая
деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию
художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному
чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
Формы организации экскурсии, посещение музеев, концертов, спектаклей, выставок
Данное направление представлено программой - «Культурный абонемент»
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных
информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере,
направленные на реализацию профориентационных интересов.
Формы организации - кружок
Данное направление представлено программой – «Мир профессий»
6. Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных
соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию
обучающегося, его познавательные интересы и способности к самообразованию, формированию
функциональной грамотности обучающихся.
Формы организации - кружок
Данное направление представлено программами – «Основы функциональной грамотности»
4 классы, «Мир олимпиад и конкурсов» 2-3 классы , «Шахматы» - 1 класс
7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда
учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при
изучении разных предметов. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся, включая занятия по дополнительному или
углубленному изучению учебных предметов.
Формы организации - кружок
Данное направление представлено программой – «Я –грамотей!»
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям:
целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач
конкретного направления;
- преобладание практико – ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное
активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной,
групповой, коллективной);
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное
направление внеучебной деятельности;
- использование форм организации, предполагающих использование средств информационно –
коммуникационных технологий.
Внеурочная деятельность осуществляется посредством различных форм организации,
отличных от урочной системы обучения, таких как:
учебные курсы и факультативы,
художественные, музыкальные и спортивные студии
соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, миниисследования, общественно – полезные практики и другие.
В соответствии с целью и задачами внеурочной деятельности, на основании социального
заказа родителей (законных представителей) в МАОУ «СОШ с УИОП №3» определена и

реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности: модель внеурочной деятельности
на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Преимущества
данной модели – в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании
единого образовательного и методического пространства в школе. Оптимизационная модель
предполагает, что в реализации программы принимают участие все педагоги школы (учителя предметники, педагог - организатор, социальный педагог, педагог-психолог, классные
руководители, библиотекарь и др.)
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет
педагогический работник, преподающий на уровне начального общего образования, заместитель
директора по УР.
План внеурочной деятельности может корректироваться в течение учебного года в связи с
происходящими в работе школы изменениями: организационными, кадровыми, финансовыми, так
как внеурочная деятельность призвана гибко и оперативно реагировать на изменения, обеспечивая
возможность свободного выбора курсов и дисциплин обучающимися.
III. Планируемые результаты внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых
результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и
эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об
основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх;
о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и
организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска,
нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым
ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений
школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему
собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт
публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими детьми.
Достижение всех трех уровней результатов будет свидетельствовать об эффективности
работы по реализации внеурочной деятельности.
Основные результаты реализации внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в
рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного,
коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.
Результаты внеурочной деятельности могут быть представлены в виде выступлений на
конкурсах, олимпиадах различного уровней, презентаций проектов, участие в социально
значимых инициативах, благотворительных акциях, проведение концертов, выставок работ.
Планируемые метапредметные и личностные результаты
Внеурочная деятельность направлена на достижение следующих воспитательных
результатов:
− приобретение обучающимися социального опыта;
− формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
− приобретение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
В результате реализации программы внеурочной деятельности начального общего
образования ожидается повышение результатов как личностных, так и метапредметных.
Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества.
Личностные результаты внеурочной деятельности отражают:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам.

2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
3. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
4. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
5. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися УУД (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), сформированность основ российской, гражданской
идентичности.
Метапредметные результаты внеурочной деятельности отражают:
1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
2. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий
и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на
основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде.
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, умение ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развитие мотивов
и интересов своей познавательной деятельности.
7. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
8. Умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
9. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение.
10.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
11.Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции).
12.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

IV. План внеурочной деятельности 1-4 классы
Направление

Спортивно оздоровительное
Проектно –
исследовательская
деятельность
Коммуникактивная
деятельность

Название

«Азбука здоровья»
«Достопримечательно
сти родного края»
«Орлята России»
«Разговоры о
важном»

Форма организации
1а

1б

2а

2б

2в

3а

3б

3в

4а

4б

4в

В неделю

За год

Подвижные игры, эстафеты,
соревнования
Уроки – исследования, проекты,
экскурсии

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

372

1

1

1

1

5

169

Практические занятия по
развитию социальной активности
Дискуссионный клуб

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

372

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

372

2

2

2

2

2

1

13

439

2

2
1

4
3

136
102

2

66

14

472

Художественно –
эстетическая деятельность

«Культурный
абонемент»

Экскурсии, посещение музеев,
спектаклей, концертов, выставок

Информационная культура
Интеллектуальные
марафоны

«Мир профессий»
«Основы
функциональной
грамотности»

Кружок
Практикум

«Шахматы»

Игры, соревнования

1

1

Состязания, интеллектуальные
игры, олимпиады
В неделю

2

2

2

10

10

10

10

9

9

8

5

«Мир олимпиад и
конкурсов»
Максимально допустимая нагрузка по внеурочной
деятельности
Всего по плану

Всего

Количество часов по классам

1

1

1

2

2

2

1

1

10

10

10

10

10

10

10

110

1320

5

10

10

5

5

5

5

76

2566


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».