Пояснительная записка I. Общие положения План внеурочной деятельности основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ с УИОП №3» - нормативный документ, который фиксирует общий объем нагрузки, определяющим распределение часов внеурочной деятельности, состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности, отводимой на формирование всесторонне развитой личности обучающихся на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого в МАОУ «СОШ с УИОП №3» и разработан в соответствии: 1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями с 12.06.2024) 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286” (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676) 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229) 5. Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2024 № 499 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 16.08.2024 № 79172) 6. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.01.2024 № 31 « О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 №77330) 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.02.2024 № 119 "О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрирован 22.03.2024 № 77603) 9. Приказ Минпросвещения России от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» 10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 11. Санитарные правила и нормативы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №28 (Гигиенические нормативы) 12. Устав образовательного учреждения. 13. Основная образовательная программа начального общего образования Внеурочная деятельность является обязательной частью организационного раздела ООП НОО, а рабочие программы по внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. Назначение плана внеурочной деятельности – психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; формирование культуры поведения в информационной среде. II. Состав и структура направлений внеурочной деятельности План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне начального общего образования (до 1320 часов за 4 года обучения), но не более 10 часов в неделю с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. При отборе направлений внеурочной деятельности МАОУ «СОШ с УИОП №3» ориентировалась, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого – педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения, запросы родителей (законных представителей) обучающихся. Направления внеурочной деятельности 1. Спортивно – оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. Форма организации данного направления: веселые старты, беседы по здоровому образу жизни, сдача норм ГТО, дни здоровья, тематические часы, спортивные соревнования, эстафеты, и др. Данное направление представлено программой «Азбука здоровья» 2. Проектно – исследовательская деятельность – это совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретут социальную практику за пределами школы, адаптируются к современнным условиям жизни, а так же организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. Формы организации уроки – исследования, экскурсии, проект. Данное направление представлено программой «Достопримечательности родного края» 3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. Информационно – просветительские занятия направлены на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества, развитие способности работать в команде, патриотической, нравственной и экологической направленности. Формы организации разговор и (или) беседа, кружок, творческая студия, дискуссионный клуб. Данное направление представлено следующими программами: - «Орлята России», «. Разговор о важном» 4. Художественно – эстетическая деятельность - занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся, включая занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей. Творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. Формы организации экскурсии, посещение музеев, концертов, спектаклей, выставок Данное направление представлено программой - «Культурный абонемент» 5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере, направленные на реализацию профориентационных интересов. Формы организации - кружок Данное направление представлено программой – «Мир профессий» 6. Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересы и способности к самообразованию, формированию функциональной грамотности обучающихся. Формы организации - кружок Данное направление представлено программами – «Основы функциональной грамотности» 4 классы, «Мир олимпиад и конкурсов» 2-3 классы , «Шахматы» - 1 класс 7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся, включая занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов. Формы организации - кружок Данное направление представлено программой – «Я –грамотей!» Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; - преобладание практико – ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; - использование форм организации, предполагающих использование средств информационно – коммуникационных технологий. Внеурочная деятельность осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как: учебные курсы и факультативы, художественные, музыкальные и спортивные студии соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, миниисследования, общественно – полезные практики и другие. В соответствии с целью и задачами внеурочной деятельности, на основании социального заказа родителей (законных представителей) в МАОУ «СОШ с УИОП №3» определена и реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности: модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Преимущества данной модели – в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в школе. Оптимизационная модель предполагает, что в реализации программы принимают участие все педагоги школы (учителя предметники, педагог - организатор, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, библиотекарь и др.) Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет педагогический работник, преподающий на уровне начального общего образования, заместитель директора по УР. План внеурочной деятельности может корректироваться в течение учебного года в связи с происходящими в работе школы изменениями: организационными, кадровыми, финансовыми, так как внеурочная деятельность призвана гибко и оперативно реагировать на изменения, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин обучающимися. III. Планируемые результаты внеурочной деятельности Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Достижение всех трех уровней результатов будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации внеурочной деятельности. Основные результаты реализации внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности. Результаты внеурочной деятельности могут быть представлены в виде выступлений на конкурсах, олимпиадах различного уровней, презентаций проектов, участие в социально значимых инициативах, благотворительных акциях, проведение концертов, выставок работ. Планируемые метапредметные и личностные результаты Внеурочная деятельность направлена на достижение следующих воспитательных результатов: − приобретение обучающимися социального опыта; − формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; − приобретение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. В результате реализации программы внеурочной деятельности начального общего образования ожидается повышение результатов как личностных, так и метапредметных. Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества. Личностные результаты внеурочной деятельности отражают: 1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. 2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. 3. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. 4. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 5. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), сформированность основ российской, гражданской идентичности. Метапредметные результаты внеурочной деятельности отражают: 1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 2. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. 3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. 6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности. 7. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 8. Умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. 9. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 10.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 11.Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции). 12.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. IV. План внеурочной деятельности 1-4 классы Направление Спортивно оздоровительное Проектно – исследовательская деятельность Коммуникактивная деятельность Название «Азбука здоровья» «Достопримечательно сти родного края» «Орлята России» «Разговоры о важном» Форма организации 1а 1б 2а 2б 2в 3а 3б 3в 4а 4б 4в В неделю За год Подвижные игры, эстафеты, соревнования Уроки – исследования, проекты, экскурсии 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 372 1 1 1 1 5 169 Практические занятия по развитию социальной активности Дискуссионный клуб 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 372 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 372 2 2 2 2 2 1 13 439 2 2 1 4 3 136 102 2 66 14 472 Художественно – эстетическая деятельность «Культурный абонемент» Экскурсии, посещение музеев, спектаклей, концертов, выставок Информационная культура Интеллектуальные марафоны «Мир профессий» «Основы функциональной грамотности» Кружок Практикум «Шахматы» Игры, соревнования 1 1 Состязания, интеллектуальные игры, олимпиады В неделю 2 2 2 10 10 10 10 9 9 8 5 «Мир олимпиад и конкурсов» Максимально допустимая нагрузка по внеурочной деятельности Всего по плану Всего Количество часов по классам 1 1 1 2 2 2 1 1 10 10 10 10 10 10 10 110 1320 5 10 10 5 5 5 5 76 2566