учебный план 1-4 кл 2024-2025ОВЗ ТНР 5.2

Пояснительная записка
Учебный план начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3
является составной частью организационного раздела адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования, который определяет: общий объём нагрузки и
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся; состав и структуру обязательных
предметных областей; последовательность и распределение по периодам обучения учебных
предметов; формы промежуточной аттестации обучающихся, периодичность их проведения.
Цель учебного плана МАОУ «СОШ с УИОП №3» - обеспечить стабильное
функционирование внутришкольной системы образования в соответствии с её целями и задачами,
структурой и ориентацией на Программу развития школы.
Учебный план на 2024-2025 учебный год приведен в соответствие с федеральным учебным
планом федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 №372, обеспечивающей достижение обучающимися
результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральными
государственными образовательными стандартами.
Обязательные предметные области и учебные предметы соответствуют положениям
учебного плана в ООП НОО.
При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение руководствовалось
следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями с 12.06.2024)
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 “О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 №286” (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 “Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования”
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229)
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2024 № 499 «Об утверждении федерального
перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО,
ООО, СОО» (Зарегистрирован 16.08.2024 № 79172)
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.01.2024 № 31 « О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного
общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 №77330)
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования.
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.02.2024 № 119
"О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления
предельного
срока
использования
исключенных
учебников"
(Зарегистрирован 22.03.2024 № 77603)

9. Приказ Минпросвещения России от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного общего образования
и среднего общего образования»
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
11. Санитарные правила и нормативы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №28 (Гигиенические нормативы)
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (в ред.
Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955)
13. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1023 «Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495"О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ" (Зарегистрирован
15.08.2024 № 79163)
15. Минпросвещения России от 31.08.2023 N АБ-3569/07 "О направлении разъяснений по
организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. г." (вместе с "Методическими
рекомендациями
по
введению
федеральных
адаптированных
основных
общеобразовательных программ")
16. Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ -1290/03 «О направлении методических
рекомендаций»
17. Устав образовательного учреждения
18. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для
обучающихся с ТНР (5.2).
Основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей
культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания
общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ,
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах
личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий
для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности
обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
Общеобразовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской
Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствиегосударственным
образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации
образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям,
способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
Учебный год начинается 02 сентября 2024 года. Окончание учебного года -30 мая 2025г.
Обучение осуществляется в две смены. Начало занятий в 08 часов 20 минут.
Учебный план ОУ предусматривает работу 1-4 классов по 5-ти дневной рабочей недели в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Продолжительность учебного года составляет 33 учебные недели для 1 классов и 34 учебные
недели для 2-4 классов. Недельная нагрузка соответствует санитарным нормам: 21 час в 1 классе,
23 часа во 2-4 классах.
В первых классах используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в

сентябре, октябре по три урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по35 минут
каждый; январь-май – по 4 урока не более 45 минут каждый). Обучение в первых классах в
соответствии СанПин 1.2.3685-21 организуется только в первую смену при пятидневной неделе с
максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 час и дополнительными недельными
каникулами в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Продолжительность
урока в 2-4 классах составляет не более 40 (45) минут. Продолжительность перемен между уроками
составляет от 10 до 20 минут. Обучение проводится без балльного оценивания знаний
обучающихся.
Учебный год делится в 1-4 классах на четверти, по итогам которых выставляются отметки
во 2-4 классах за текущее освоение образовательных программ.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, не превышает величину недельной образовательной
нагрузки, предусмотренную Федеральным учебным планом, представленным в Федеральной
образовательной программе начального общего образования, согласно которой количество
учебных занятий на уровне начального общего образования за 4 учебных года не может
составлять менее 2954 часов и более3345 часов.
Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требованиям
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» и составляет:
Классы
I
II
III
IV
Максимальная нагрузка
21
23
23
23
по 5-ти дневной рабочей неделе,
часов
Расписание уроков для обучающихся начальных классов составляется с учетом трудности
предметов.
Учебный предмет
Количество
баллов
(ранг трудности)
Русский язык
7
Литературное чтение
5
Иностранный язык (английский язык)
7
Математика
8
Окружающий мир
6
Изобразительное искусство
3
Музыка
3
Труд (технология)
2
Физическая культура
1
Основы религиозных культур и
5
светской этики
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать
продолжительности выполнения 1 час – для 1 класса, 1,5 часа – для 2,3 классов, 2 часа – для 4 класса.
Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объёма домашнего задания
обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами.

Изучение учебных предметов организуется с использованием учебников, входящих в
федеральный перечень учебников, утверждённые приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21.02.2024 № 119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к
приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников" (Зарегистрирован 22.03.2024 № 77603)

Учебный план начального звена предполагает четырехлетний цикл начального обучения на
основе системы учебников «Школа России».
При обучении иностранному языку (английскому) во 2-4 классах реализуется - программа
«Английский язык: 2 – 4 классы». Автор – М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева. Согласно СанПин
1.2.3685-21 в 1-4 классах проводится по 2 урока физической культуры в неделю, предусмотренные
в объеме максимально допустимой недельной нагрузки.
Реализация учебного плана на начальном уровне общего образования направлена на
формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе:
 учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения
принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать,
контролировать иоценивать учебные действия и их результат;
 универсальных учебных действий;
 познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к
сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками,
основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом
и окружающими людьми.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, реализующих основную образовательную программу начального общего
образования обучающихся с ТНР, и учебное время, отводимое на их изучение. Образовательные
области представлены учебными предметами:
«Русский язык и литературное чтение» - русский язык, литературное чтение,
«Иностранный язык» - иностранный язык (английский),
«Математика и информатика» - математика,
«Обществознание и естествознание» (окружающий мир) - окружающий мир,
«Искусство» - музыка, изобразительное искусство,
«Технология» - Труд (технология),
«Физическая культура» - физическая культура,
«Основы религиозных культур и светской этики» - основы религиозных культур и светской
этики.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
решение важнейших целей современного начального образования:
 формирование гражданской идентичности обучающихся;
 их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным
технологиям;
 готовность к продолжению образования на последующих уровнях основного общего
образования;
 формирование
здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях;
 личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Учебные предметы обязательной части учебного плана
Учебный предмет «Русский язык» направлен на приобщение обучающихся к духовнонравственным ценностям русского языка и отечественной культуре. В процессе изучения предмета
идёт развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать),
функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся. Формируются
первоначальные знания о лексике, фонетике, морфологии, морфемике, пунктуации.
В 1 классе обучение русскому языку начинается интегрированным курсом «Обучение
грамоте», который содержит разделы «Обучение чтению», «Обучение письму». Его
продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 часов в неделю) определяется темпом
обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных
средств. После завершения интегрированного курса начинается раздельное изучение русского
языка и литературного чтения. Предмет изучается в 1-4классах по 4 часа в неделю.

Учебный предмет «Литературное чтение» наряду с русским языком формирует
функциональную грамотность, развивает диалогическую
и монологическую речь,способствует
общему развитию и воспитанию ребенка.
На данный предмет отводится 1-4 классах - 4 часа в неделю. В МАОУ «СОШ с УИОП №3»
языком образования является русский язык.
Учебный предмет «Иностранный язык» помогает сформировать у младших школьников не
только элементарные коммуникативные умения и лингвистические представления, но и
всесторонне развивать личность ребенка средствами иностранного языка. На его изучение
выделяется 1 час в неделю со второго по четвертый класс. Допускается деление классов на группы.
Учебный предмет «Математика». Содержание обучения математике в начальной школе
направлено на формирование у обучающихся математической речи, логического и
алгоритмического и эвристического мышления, которые обеспечат успешное овладение
математикой в основной школе. На данный предмет отведено 4 часа в неделю с 1 по 4 класс.
Информационно-коммуникационные умения и навыки на уровне начального
образования (поиск, анализ, обработка, переработка информации, презентация информации,
обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности) реализуются через
все предметы учебного плана.
Учебный предмет «Окружающий мир» несет в себе большой развивающий потенциал: у
детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и
способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые
в рамках учебного предмета «Окружающий мир», имеют глубокий личностный смысл и тесно
связаны с практической жизнью младшего школьника. Недельная нагрузка – 2 часа Особое
внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни,
элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности
жизнедеятельности.
Учебный предмет «Музыка» направлен на развитие эмоционально-ценностного восприятия
произведений музыкального искусства и включает в себя все виды музыкально- творческой
деятельности, связанные с единством деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Данный
предмет изучается по 1 часу в неделю в 1-4 классах.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» направлен на реализацию приоритетных
направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту
поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности,
дарования и творческих способностей ребенка. На изучение данного предмета отведен 1 час в
неделю в 1 – 4 классах.
Ключевое нововведение учебного предмета «Труд (технология)» - это возможность для
обучающихся познакомиться с разными профессиями. Большой акцент сделан на раннюю
профориентацию и трудовое воспитание учеников. В каждый модуль учебного предмета включена
тема «Мир профессий». Также сократили количество часов на изучение теории, добавили задачи
на воспитание готовности участия в трудовых делах. Данный учебный предмет изучается по 2 часу
в неделю в 1 - 4 классах.
Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у младших школьников
потребность в бережном отношении к своему здоровью, в творческом использовании средств
физической культуры в организации здорового образа жизни, качественном овладении жизненно
важными двигательными навыками и умениями. На учебный предмет «Физическая культура»
отводится в 1 – 4 классах 2 часа в неделю. 3час реализуется за счет внеурочной деятельности и (или)
за счет посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая
использование учебных модулей по видам спорта.
В учебном плане IV класса включена предметная область «Основы религиозной культуры
и светской этики» (далее – ОРКСЭ) по 1 часу в неделю (всего34часа). Целью комплексного курса
ОРКСЭ является формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.
Выбор одного из учебных модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской

культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных
культур народов России», «Основы светской этики», осуществляется по заявлению родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Выбор фиксируется протоколами
родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведённого
выбора формируются группы учащихся. Решение о количестве учебных групп принимается с
учётом необходимости предоставления учащимся возможности изучения выбранного модуля, а
также с учётом имеющихся условий и ресурсов в МАОУ «СОШ с УИОП №3». В рамках изучения
курса при возникновении соответствующей потребности предусматривается формирование
учебных групп из нескольких классов. На основании заявлений родителей, протоколов
родительских собраний 3 а, б, в классов от 21 марта 2024 года подтвержден выбор модуля «Основы
светской этики» для 91 обучающегося.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию
индивидуальных потребностей обучающихся. В 1-3 классах 1 час части, формируемой участниками
образовательных отношений, направлен на развитие функциональной грамотности обучающихся
т.к. субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных
достижениях обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся, использовано на увеличение учебных часов в 1-3 классах,
отводимых на факультативные занятия «Развитие функциональной грамотности». (при наличии
заявления от родителей (законных представителей).
1 час в неделю во 2 классе используется на увеличение учебных часов, отводимых на
изучение учебного предмета «Русский язык».
2 часа в неделю во 2 классе используется для изучения иностранного (английского языка)
Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для продолжения
образования на следующем уровне, развитие учебных и специальных умений, а также приобретение
социокультурной осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в
основных видах речевой деятельности.
При реализации общеобразовательных программ используются: очная форма обучения,
дистанционное обучение с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий при необходимости (карантин, временная нетрудоспособность и т.д.).
Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные онлайн - платформы;
цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ТНР 5.2) осваивают стандарт
начального общего образования в зависимости от уровня психофизического развития по
адаптированным программам. В начальных классах МАОУ «СОШ с УИОП №3» обучается 1
обучающийся с ОВЗ: 2 «В» -1 чел. Для него разрабатывается учебный план в соответствии с
федеральными нормативными актами, равноценный по объему нагрузки, составу и структуре
обязательных учебных предметов по годам обучения. Коррекционная работа осуществляется во
внеурочное время в объеме не менее 5 часов (пункт 3.4.16 Санитарно – эпидемиологических
требований). В рамках внеурочной деятельности выделяется обязательный коррекционный курсы
«Произношение» -1 час, «Развитие речи» - 2 часа, «Логопедическая ритмика» - 2 часа,
"Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия", на который выделяется 2 часа в
неделю на каждого обучающегося.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на
каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий
коррекционной направленности, остальные – на развивающую область с учетом возрастных
особенностей учащихся и их физиологических потребностей. Занятия коррекционно-развивающей
области являются обязательными для данной категории учащихся. Они проводятся во вторую
половину дня после перерыва (30 минут). Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе
предметно-практической деятельности, осуществляются учителем, педагогом психологом,
логопедом через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий,
включают большое количество игровых и занимательных моментов. Коррекционная работа
проводится в виде индивидуальных занятий; продолжительность занятий и перемен, чередование
занятий определяются педагогами исходя из психофизических особенностей и возможностей,

эмоционального состояния ребенка.
Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин, предусмотренных образовательной программой.
Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия
знаний учеников требованиям государственных образовательных программ, глубины и прочности
полученных знаний, их практическому применению.
Промежуточная аттестация проводится во 2 - 4 классах в конце учебного года без
прекращения образовательного процесса в соответствии с «Положением о системе оценки
достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения адаптированной основной
образовательной программы, формах и порядке проведения текущей и промежуточной аттестации».
Промежуточная аттестация проводится в 1 раз в год в конце учебного года.
Промежуточная аттестация обучающихся общеобразовательных
классов
в 2024-2025 учебном году
класс

учебный предмет

форма промежуточной аттестации

2

Русский язык

3

Математика
Литературное чтение
Окружающий мир
Иностранный язык
(английский)
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Физическая культура
Курс «Функциональная
грамотность»
Русский язык

Контрольный диктант с грамматическим
заданием
Контрольная работа
Итоговый тест, контроль техники чтения
Итоговый тест

4

Математика
Литературное чтение
Окружающий мир
Иностранный язык
(английский)
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Физическая культура
Курс «Функциональная
грамотность»
Русский язык
Математика
Литературное чтение

периодичность
проведения
промежуточной
аттестации
1 раз в год, в
конце учебного
года

Контрольная работа
Творческое задание
Творческая работа
Практическая работа
Контроль двигательных навыков
Итоговый тест
Контрольный диктант с грамматическим
заданием
Контрольная работа
Итоговый тест, контроль техники чтения
Итоговый тест

1 раз в год, в
конце учебного
года

Контрольная работа
Творческое задание
Творческая работа
Практическая работа
Контроль двигательных навыков
Итоговый тест
Контрольный диктант с грамматическим
заданием
Контрольная работа
Итоговый тест, контроль техники чтения

1 раз в год, в
конце учебного
года

Окружающий мир
Иностранный язык
(английский)
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Физическая культура
ОРКСЭ

Итоговый тест
Контрольная работа
Творческое задание
Творческая работа
Практическая работа
Контроль двигательных навыков
Творческая работа

Учебный план начального общего образования
для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2)

Русский
язык
литературное чтение
Математика
и информатика
Обществознание
естествознание

Учебные предметы
и Русский язык
Литературное чтение
Математика
и

Основы
религиозных
культур и светской этики
Искусство

2в

Классы

Предметные
области

Окружающий мир

4
4
4
2

Основы
религиозны
хкультур и светской этики
Музыка
Изобразительное искусство

Труд (технология)
Труд (технология)
Физическая культура
Физическая культура
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного
Процесса
Русский язык
Курс «Функциональная грамотность»
Иностранный язык (английский язык)
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Учебные недели
Всего часов

1
1
1
2
21

1
1
2
23
34
782

Коррекционно- развивающие занятия
Развитие речи

2

Логопедическая ритмика

1

Индивидуальная логопедическая работа

2

Количество часов в неделю

5

Количество учебных недель
Количество часов в год

34
170


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».