Пояснительная записка I. Общие положения План внеурочной деятельности адаптированной основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ с УИОП №3» обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) - нормативный документ, который фиксирует общий объем нагрузки, определяющим распределение часов внеурочной деятельности, состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности, отводимой на формирование всесторонне развитой личности обучающихся на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого в МАОУ «СОШ с УИОП №3» и разработан в соответствии: 1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями с 12.06.2024) 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286” (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676) 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229) 5. Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2024 № 499 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 16.08.2024 № 79172) 6. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.01.2024 № 31 « О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 №77330) 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.02.2024 № 119 "О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрирован 22.03.2024 № 77603) 9. Приказ Минпросвещения России от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» 10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 11. Санитарные правила и нормативы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №28 (Гигиенические нормативы) 12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955) 13. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ" (Зарегистрирован 15.08.2024 № 79163) 15. Минпросвещения России от 31.08.2023 N АБ-3569/07 "О направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. г." (вместе с "Методическими рекомендациями по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ") 16. Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ -1290/03 «О направлении методических рекомендаций» 17. Устав образовательного учреждения. 18. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ЗПР(7.2) Внеурочная деятельность является обязательной частью организационного раздела ООП НОО, а рабочие программы по внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. Назначение плана внеурочной деятельности – психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; формирование культуры поведения в информационной среде. II. Состав и структура направлений внеурочной деятельности Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно – оздоровительная деятельность, проектно – исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, художественно – эстетическая деятельность, информационная культура, интеллектуальные марафоны, «Учение с увлечением!»). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психо коррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционно-развивающие курсы могут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на проведение коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционно-развивающую область, АООП НОО (вариант 7.2) определяет МАОУ «СОШ с УИОП №3». Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область (до 5 часов в неделю), составляет до 1320 часов за четыре года обучения. Направления внеурочной деятельности 1. Спортивно – оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. Форма организации данного направления: веселые старты, беседы по здоровому образу жизни, сдача норм ГТО, дни здоровья, тематические часы, спортивные соревнования, эстафеты, и др. Данное направление представлено программой «Азбука здоровья» 2. Проектно – исследовательская деятельность – это совместная учебно познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретут социальную практику за пределами школы, адаптируются к современнным условиям жизни, а так же организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. Формы организации уроки – исследования, экскурсии, проект. Данное направление представлено программой «Достопримечательности родного края» 3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. Информационно – просветительские занятия направлены на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества, развитие способности работать в команде, патриотической, нравственной и экологической направленности. Формы организации разговор и (или) беседа, кружок, творческая студия, дискуссионный клуб. Данное направление представлено следующими программами:- «Орлята России», « Разговор о важном» 4. Художественно – эстетическая деятельность - занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся, включая занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей. Творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. Формы организации экскурсии, посещение музеев, концертов, спектаклей, выставок Данное направление представлено программой - «Культурный абонемент» 5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере, направленные на реализацию профориентационных интересов. Формы организации - кружок Данное направление представлено программой – «Мир профессий» 6. Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересы и способности к самообразованию, формированию функциональной грамотности обучающихся. Формы организации - кружок Данное направление представлено программами «Основы функциональной грамотности» 4 классы, «Мир олимпиад и конкурсов» 2-3 классы , «Шахматы» - 1 класс 7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся, включая занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов. Формы организации - кружок Данное направление представлено программой – «Я –грамотей!» Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; - преобладание практико – ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; - использование форм организации, предполагающих использование средств информационно – коммуникационных технологий. Внеурочная деятельность осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как: учебные курсы и факультативы, художественные, музыкальные и спортивные студии соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, миниисследования, общественно – полезные практики и другие. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР 7.2) осваивают стандарт начального общего образования в зависимости от уровня психофизического развития по адаптированным программам. В начальных классах МАОУ «СОШ с УИОП №3» обучается 2 обучающихся с ЗПР ( 7.2) Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов (пункт 3.4.16 Санитарно – эпидемиологических требований). Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные – на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей. Занятия коррекционноразвивающей области являются обязательными для данной категории учащихся. Они проводятся во вторую половину дня после перерыва (30 минут). Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности, осуществляются учителем, педагогом психологом, логопедом через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов. Коррекционная работа проводится в виде индивидуальных занятий; продолжительность занятий и перемен, чередование занятий определяются педагогами исходя из психофизических особенностей и возможностей, эмоционального состояния ребенка. В соответствии с целью и задачами внеурочной деятельности, на основании социального заказа родителей (законных представителей) в МАОУ «СОШ с УИОП №3» определена и реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности: модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Преимущества данной модели – в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в школе. Оптимизационная модель предполагает, что в реализации программы принимают участие все педагоги школы (учителя предметники, педагог - организатор, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, библиотекарь и др.) Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет педагогический работник, преподающий на уровне начального общего образования, заместитель директора по УР. План внеурочной деятельности может корректироваться в течение учебного года в связи с происходящими в работе школы изменениями: организационными, кадровыми, финансовыми, так как внеурочная деятельность призвана гибко и оперативно реагировать на изменения, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин обучающимися. III. Планируемые результаты внеурочной деятельности Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Достижение всех трех уровней результатов будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации внеурочной деятельности. Основные результаты реализации внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности. Результаты внеурочной деятельности могут быть представлены в виде выступлений на конкурсах, олимпиадах различного уровней, презентаций проектов, участие в социально значимых инициативах, благотворительных акциях, проведение концертов, выставок работ. Планируемые метапредметные и личностные результаты Внеурочная деятельность направлена на достижение следующих воспитательных результатов: − приобретение обучающимися социального опыта; − формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; − приобретение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. В результате реализации программы внеурочной деятельности начального общего образования ожидается повышение результатов как личностных, так и метапредметных. Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества. Личностные результаты внеурочной деятельности отражают: 1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. 2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. 3. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. 4. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 5. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), сформированность основ российской, гражданской идентичности. Метапредметные результаты внеурочной деятельности отражают: 1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 2. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. 3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. 6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности. 7. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 8. Умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. 9. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 10.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 11.Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции). 12.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. План внеурочной деятельности для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) Направление Спортивно – оздоровительное Коммуникактивная деятельность Художественно – эстетическая деятельность Коррекционно – развивающие занятия Название «Азбука здоровья» «Орлята России» «Разговоры о важном» «Культурный абонемент» Коррекционные занятия по математике Коррекционные занятия по русскому языку Занятия с психологом Занятия с логопедом Ритмика Всего Форма организации Количество часов 2б В неделю 1 За год 1 34 1 34 Экскурсии, посещение музеев, спектаклей, концертов, выставок занятия 1 34 1 34 занятия 1 34 занятия 1 34 занятия 1 34 занятия 1 34 9 306 Подвижные игры, эстафеты, соревнования Практические занятия по развитию социальной активности Дискуссионный клуб Максимально допустимая нагрузка по внеурочной деятельности за неделю – 10ч. 34