01.09.2023
Функционально грамотный человек — это человек, который способен
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и
навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни
знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Что такое функциональная грамотность простыми словами?
Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни
знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может
быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать
жизненные задачи в различных ее сферах.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном
обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится
обязательным условием успешности. Большое внимание важно уделять развитию
осознанности чтения. Осознанное чтение является основой саморазвития
личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его
содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение
создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного
чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой
развития ключевых компетентностей.
Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника - математическая грамотность - это
способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он
живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Естественнонаучная грамотность -это способность человека осваивать и
использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов,
для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с
естественнонаучной проблематикой.
Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок
в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и
качества жизни. Одной из важнейших потребностей современной школы является
воспитание личности с развитым экономическим мышлением. Если раньше
экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, то сегодня жизнь
требует, чтобы ученик знал что такое потребности и ограниченность возможностей
их удовлетворения; умел делать выбор; представлял назначение денег; понимал, из
чего складывается бюджет семьи.
Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с
различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного
взаимодействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и
иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши
собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к
человеческому достоинству.
«Глобальные компетенции» – это не конкретные навыки, а
сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых
при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к
другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Формирование данной компетенции относится, скорее, к воспитательным процессам
школы и непосредственно воспитательной работе педагога.
Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей,
направленных на получение:инновационных (новых, новаторских, оригинальных,
нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных,
экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего,
вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения
воображения.