Инклюзивное образование
30.07.2024
Инклюзивное образование — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
Цель инклюзивного образования — создание свободной, безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с особыми потребностями.
При этом для людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия. В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Прохождение ПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.
Когда необходимо заключение ПМПК:
- Специальные условия обучения и воспитания
- Переход с одного уровня образования на следующий
- Начало обучения на начальном уровне общего образования после 8 лет
- Специальные условия при проведении ГИА
Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- образовательные программы (АООП) , методы обучения и воспитания;
- учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника);
- проведение коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций.
Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя. Выбор формы обучения — право родителя!
Создание специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации.
Для лиц имеющих инвалидность, обучающихся по основным программам и не нуждающихся в создании специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ или ЕГЭ — увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа без заключения ПМПК.
Основанием для создания специальных условий является заключение ПМПК:
- выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ или ГВЭ) * увеличение продолжительности на 1,5 часа
- организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур
- организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений)
- предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ребенка: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания)
- организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ПМПК).