Рабочая программа Астрономия 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации г.Березники
МАОУ "СОШ с УИОП № 3"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Астрономия»
для обучающихся 11 классов

г.Березники 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:


Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ
от 31.05.2021 N 287,
 основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ
с УИОП № 3»,
 учебного плана МАОУ «СОШ с УИОП № 3»,
 Рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебнометодическое пособие /Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2017. Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов
Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута
прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования.
По календарному учебному графику на 2020/2021 учебный год для 11 класса изучение астрономии отводится 1 час в неделю в первом полугодии (34 часа за год).
ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию
научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются
формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в
безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех
космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Астрономия является предметом
по выбору и реализуется за счет школьного или регионального компонента.
Цели и задачи:
● осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов
природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
● приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
● овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида
звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
● использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
● формирование научного мировоззрения;
● формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на
примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
В процессе обучения астрономии обеспечивается формирование у школьников естественнонаучной грамотности, креативного мышления, глобальной компетенции. Схема естественнонаучная грамотность (потребность — цель — способ — результат) позволяет
2

наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами
(знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема естественнонаучная грамотность позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и
жизненных планов. Таким образом, предметные задачи в курсе астрономии в формате
PISA позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создаёт условия для развития
инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Место учебного предмета в учебном плане
Изучение курса рассчитано на 34 часа. При планировании 2 часов в неделю курс может
быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе. Важную роль в освоении курса
играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика
планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за
исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Вовторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это
время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Астрономия, ее значение и связь с другими науками.
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии.
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы.
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс.
Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.

3

Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы.
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты
на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты,
их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды.
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца.
Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция
звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной.
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная
среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной.
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в
космосе. Современные возможности космонавтики и радио - астрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании.
Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на
основе устойчивых познавательных интересов;

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
4


формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное
отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

на практике пользоваться основными логическими

приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников.
Регулятивные УУД:

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный.
Познавательные УУД:

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал,
формулировать выводы и заключения;

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

выполнять познавательные и практические задания;

извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников.
Коммуникативные УУД:


аргументировать свою позицию.

Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в
содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного
усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен
системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность
обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания
5

не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:

цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть
направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области
определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована
таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями
переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы
личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Планируемые результаты освоения астрономии в 11 классе
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник получит представление:
 о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
 о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность
гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
 о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
 об истории науки; о новейших разработках в области науки и технологий;
 о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.); о
деятельности организаций, сообществ и

структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные
структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:
 решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные
задачи);
 использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
 использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; − использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
 использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
6

С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
 формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
 восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
 отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
 оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для
достижения поставленной цели;
 находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
 вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно
презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения
продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
 самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
 адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
 адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);
 адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов.

7

Тематическое планирование 11 класс астрономия
Раздел

Тема

I

Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Практические основы астрономии. Вклад российских учёных в развитие науки – астрономия.

II

Количество
часов
2

В том числе,
контр. раб.

5

Строение Солнечной системы.

III

Вклад российских учёных и инженеров в исследование космического пространства с помощью КА и
ИС.

7

Природа тел Солнечной системы.
IV

Вклад советских учёных в исследование и изучение Луны.

8

Солнце и звезды.
V

Солнечная активность и ее влияние на Землю и
биосферу.

5

Строение и эволюция Вселенной.
VI

VII

Работы Г.А. Гамова о происхождении Вселенной.
Жизнь и разум во Вселенной

4

3

Международное сотрудничество России в освоении
и изучении Космического пространства.
Учебно-методическое обеспечение
Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. Базовый уровень.11 класс», М.
Дрофа, 2017
2. Е.К.Страут Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11
класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2018
1.

8

Календарно-тематическое планирование.
Д/з
№
п/п

Тема

Колво
час

1. Что изучает астрономия. Её значение
и связь с другими
науками.

1

2. Наблюдения – основа астрономии.
Вклад
российских
учёных в развитие
науки – астрономия.

1

3. Звезды и созвездия.
Небесные координаты. Звездные карты

1

Содержание урока

Вид деятельности учащихся

Астрономия, её значение и связь с другими науками (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими
Поиск примеров, подтверждаюнауками. Развитие астрономии
щих практическую направленбыло вызвано практическими поность астрономии.
требностями человека, начиная с
Беседа, обсуждение, работа с
глубокой древности. Астрономия, учебником.
математика и физика развивались
в тесной связи друг с другом.
Структура и масштабы Вселенной
Наземные и космические приборы Применение знаний, получени методы исследования астрононых в курсе физики, для описамических объектов. Телескопы и
ния устройства телескопа. Харадиотелескопы. Всеволновая асрактеристика преимуществ натрономия
блюдений, проводимых из космоса.
Беседа, обсуждение, работа с
учебником.
Практические основы астрономии (5 ч).
Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой
звездой. Согласно шкале звездных
величин разность на 5 величин,

Подготовка презентации об истории названий созвездий и
звезд.

Дата
По
плану

§1, з.1

§2, упр.1 (2)

§3,4,
упр.2 (3), упр.3
(3)

По
факту

4. Видимое движение
звезд на различных
географических широтах.

1

5. Годичное движение
Солнца. Эклиптика

1

6. Движение и фазы
Луны. Затмения
Солнца и Луны.

1

различие в потоках света в 100 раз. Применение знаний, полученЭкваториальная система координых в курсе географии, о сонат: прямое восхождение и склоставлении карт в различных
нение. Использование звездной
проекциях. Работа со звездной
карты для определения объектов,
картой при организации и прокоторые можно наблюдать в заведении наблюдений.
данный момент времени.
Беседа, фронтальная работа.
Работа с
учебником. Подготовка презентации об истории названий созвездий и звезд.
Высота полюса мира над горизон- Характеристика отличительных
том и ее зависимость от географи- особенностей суточного движеческой широты места наблюдения. ния звезд на полюсах, экваторе
Небесный меридиан. Кульминация и в средних широтах Земли. Опсветил. Определение географичерос, заполнение таблицы, рабоской широты по измерению высо- та с учебником
ты звезд в момент их кульминации
Эклиптика и зодиакальные созвезХарактеристика особеннодия. Наклон эклиптики к небесно- стей суточного движения Солнму экватору. Положение Солнца
ца на полюсах, экваторе и в
на эклиптике в дни равноденствий средних широтах Земли. Беседа,
и солнцестояний. Изменение в те- фронтальная работа, наблюдечение года продолжительности дня ние, работа с учебником
и ночи на различных географических широтах
Луна — ближайшее к Земле не- Изучение основных фаз Луны.
бесное тело, ее единственный ес- Описание порядка их смены.
тественный спутник. Период об- Анализ причин, по которым Луращения Луны вокруг Земли и во- на всегда обращена к Земле од-

§5,
упр.4 (3,4)

§6,
упр.5 (4,5)

§7,8,
упр.6 (3), упр.7
(3)
2

7. Время и календарь.
Контрольная работа №1 «Практические основы астрономии»

1

8. Развитие представлений о строении
мира

1

круг своей оси — сидерический ной стороной. Описание взаим(звездный) месяц. Синодический ного расположения Земли, Луны
месяц — период полной смены фаз и Солнца в моменты затмений.
Луны. Условия наступления сол- Объяснение причин, по которым
нечных и лунных затмений. Их затмения Солнца и Луны не
периодичность. Полные, частные и происходят каждый месяц. Объкольцеобразные затмения Солнца. яснение нового материала, изуПолные и частные затмения Луны. чение, анализ, описание
Предсказывание будущих затмений
Точное время и определение геоАнализ необходимости введения
графической долготы. Часовые
часовых поясов, високосных лет
пояса. Местное и поясное, летнее и и нового календарного стиля.
зимнее время. Календарь — сисПроверка усвоения знаний по
тема счета длительных промежут- теме «Практические основы асков времени. История календаря.
трономии» (к/р, 10 минут)
Високосные годы. Старый и новый
стиль
Строение Солнечной системы (7 ч).
Геоцентрическая система мира
Аристотеля Птолемея. Система
эпициклов и дифферентов для
объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы
мира. Роль Галилея в становлении
новой системы мира

Подготовка презентации об истории календаря.
§9, упр.8 (3)

Подготовка и презентация со§10, практичеобщения о значении открытий
ские задания
Коперника и Галилея для формирования научной картины
мира.
Объяснение петлеобразного движения планет с использованием
эпициклов и дифферентов. Беседа, обсуждение. работа с учеб3

9. Конфигурации планет.

1

10 Синодический период

1

11 Законы движения
планет Солнечной
системы

1

12 Определение расстояний и размеров
тел в Солнечной
системе

1

Внутренние и внешние планеты.
Конфигурации планет: противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет.
Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет
Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет
Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам.
Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на
пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний
планет от Солнца
Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс.
Угловые и линейные размеры тел
Солнечной системы

ником,
наблюдение
Описание условий видимости
планет, находящихся в различных конфигурациях. Решение
задач на вычисление звездных
периодов обращения внутренних и внешних планет. Фронтальная и индивидуальная работа

§11,
упр.9 (1,2)

Решение задач на вычисление
звездных периодов обращения
внутренних и внешних планет.
Фронтальная и индивидуальная
работа
Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Решение задач на вычисление расстояний планет от
Солнца на основе третьего закона
Кеплера. Опрос, работа с учебником, наблюдение, самостоятельная работа

§11,
упр.9 (3,6)

Решение задач
на вычисление расстояний и размеров объектов. Опрос, фронтальная работа, опыты, решение проблемной ситуации, фронтальная и
индивидуальная работа

§13,
упр.11 (3,4)

§12,
упр.10 (2)

4

13 Открытие и применение закона всемирного тяготения.

1

14 Движение искусственных спутников
и космических аппаратов (КА) в
Солнечной системе.
Вклад российских
учёных и инженеров в исследование
космического пространства с помощью КА и ИС.
Контрольная работа №2. «Строение солнечной
системы»

1

Подтверждение справедливости
закона тяготения для Луны и планет. Возмущения в движении тел
Солнечной системы. Открытие
планеты Нептун. Определение
массы небесных тел. Масса и
плотность Земли. Приливы и отливы
Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам
Солнечной системы. Выполнение
маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или
выхода на орбиту вокруг нее

Решение задач на вычисление
§14.1-14.5,
массы планет. Объяснение меха- упр.12 (2)
низма возникновения возмущений
и приливов

Беседа, обсуждение. работа с
учебником. Проверка знаний по
теме «Строение солнечной системы» (к/р, 15 минут)

§14.6,
упр.12 (3)

Природа тел Солнечной системы (8 ч).
15

Солнечная система
как комплекс тел,
имеющих общее
происхождение

1

Гипотеза о формировании всех тел Анализ основных положений со- §15, 16, практивременных представлений о про- ческие задания
Солнечной системы в процессе
исхождении тел Солнечной сисдлительной эволюции холодного
газопылевого облака. Объяснение темы. Объяснение нового мате5

16 Земля и Луна двойная планета.
Вклад советских
учёных в исследование и изучение Луны.

1

17 Две группы планет

1

18 Природа планет
земной группы

1

их природы на основе этой гипотезы
Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны.
Два типа лунной поверхности —
моря и материки. Горы, кратеры и
другие формы рельефа. Процессы
формирования поверхности Луны
и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами.
Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород.
Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны
Анализ основных характеристик
планет. Разделение планет по размерам, массе и средней плотности.
Планеты земной группы и планеты-гиганты. Их различия
Сходство внутреннего строения и
химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности.
Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности
температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные

риала, работа с учебником.
На основе знаний из курса географии сравнение природы Земли с природой Луны. Описание
основных форм лунной поверхности и их происхождения.
Подготовка и презентация сообщения об исследованиях Луны, проведенных средствами
космонавтики
Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы.

§17,
упр.13 (2)

Анализ табличных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, классификация объектов. Беседа, обсуждение.
На основе знаний физических
законов объяснение явлений и
процессов, происходящих в атмосферах планет. Описание и
сравнение природы планет земной группы. Объяснение причин
существующих различий. Подготовка и презентация сообщения о результатах исследований

§15, практические задания

§18, практические задания

6

изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды
на Марсе в прошлом и в настоящее
время. Эволюция природы планет.
Поиски жизни на Марсе
различных
аспектов
эффект - польза
или вред?»
19 Урок-дискуссия «Парниковый
1 Обсуждение
проблем, связанных с существованием парникового эффекта и его
роли в формировании и сохранении
уникальной природы Земли
20 Планеты-гиганты,
1 Химический состав и внутреннее
их спутники и кольстроение планет-гигантов.
ца
Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие
природы спутников. Сходство
природы спутников с планетами
земной группы и Луной. Наличие
атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец
21 Малые тела Сол1 Астероиды главного пояса. Их
размеры и численность. Малые тенечной системы
ла пояса Койпера. Плутон и другие
(астероиды, карликарликовые планеты. Кометы. Их
ковые планеты и
строение и состав. Орбиты комет.
кометы).
Общая численность комет. Кометное облако Оорта. Астероиднокометная опасность. Возможности

планет земной группы. Объяснение нового материала, работа с учебником.

Подготовка и презентация сообщения по этой проблеме. Участие в дискуссии

упр.14 (1,2,3)

На основе знаний законов физики описание природы планетгигантов. Подготовка и презентация сообщения о новых результатах исследований планетгигантов, их спутников и колец.
Анализ определения понятия
«планета»

§19,
упр.15 (1),
зад. 13

Описание внешнего вида астероидов и комет. Объяснение
процессов, происходящих в комете, при изменении ее расстояния от Солнца. Подготовка и
презентация сообщения о способах обнаружения опасных
космических объектов и предотвращения их столкновения с

§20.1-20.3,
упр.16 (2)

7

22

Метеоры, болиды,
метеориты

23 Солнце, состав
и внутреннее
строение

24 Солнечная активность и ее влияние
на Землю и биосферу.

1

1

1

и способы ее предотвращения
Землей
Одиночные метеоры. Скорости На основе знания законов фивстречи с Землей. Небольшие тела зики описание и объяснение яв(метеороиды). Метеорные потоки, лений метеора и болида. Подгоих связь с кометами. Крупные те- товка сообщения о падении наила. Явление болида, падение ме- более известных метеоритов
теорита. Классификация метеоритов: железные, каменные, железокаменные
Солнце и звезды (5ч).

§20.4,
упр.16 (6)

Источник энергии Солнца и звезд
— термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца.
Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия
для физики и астрофизики

На основе знаний физических §21.1-21.3,
законов описание и объяснение упр.17 (2)
явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце. Описание
процессов, происходящих при
термоядерных реакциях протонпротонного цикла.

Проявления солнечной активности:
солнечные пятна, протуберанцы,
вспышки, корональные выбросы
массы. Потоки солнечной плазмы.
Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури,
полярные сияния и другие геофи-

На основе знаний о плазме, по§21.4,
лученных в курсе физики, опи- упр.17 (3)
сание образования пятен, протуберанцев и других проявлений
солнечной активности. Характеристика процессов солнечной
активности и механизма их
8

зические явления, влияющие на
радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения
солнечной активности
25 Физическая природа
звезд

1

26 Переменные
нестационарные
звезды.

1

27 Эволюция звезд

и

1

Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость звезды.
Многообразие мира звезд. Их
спектральная классификация.
Звезды-гиганты и звезды-карлики.
Диаграмма «спектр — светимость». Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их состав
и возраст
Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость
«период — светимость». Затменно-двойные звезды. Вспышки Новых — явление в тесных системах
двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных
систем вокруг других звезд
Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их
массы. Вспышка Сверхновой —
взрыв звезды в конце ее эволюции.
Конечные стадии жизни звезд: белые карлики, нейтронные звезды
(пульсары), черные дыры

влияния на Землю. Фронтальная работа с классом, беседа,
наблюдение и обсуждение, работа с учебником, описание образования пятен.
Определение понятия «звезда».
Указание положения звезд на
диаграмме «спектр — светимость» согласно их характеристикам. Анализ основных групп
диаграммы

§22, 23.1-23.2,
упр.18 (2)

На основе знаний по физике опи- §23.3, 24.1,
сание
упр.19 (2)
пульсации цефеид как автоколебательного процесса. Подготовка
сообщения о способах обнаружения «экзопланет» и полученных
результатах
На основе знаний по физике
оценка времени свечения звезды
по известной массе запасов водорода; для описания природы
объектов на конечной стадии
эволюции звезд. Опрос, фронтальная работа.

§24.2, практические задания

9

Строение и эволюция Вселенной (4ч).
28 Наша Галактика

1

29 Другие звездные системы - галактики

1

30 Космология начала
ХХ в.

1

31 Основы современной космологии.
Работы Г.А. Гамова

1

Размеры и строение Галактики.
Расположение и движение Солнца.
Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные
рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой массы»
Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры,
масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах
галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления
галактик
Общая теория относительности.
Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод А. А. Фридмана о
нестационарности Вселенной.
«Красное смешение» в спектрах
галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно

Описание строения и структуры §25.1-25.2,
Галактики. Изучение объектов практические
плоской и сферической подсис- задания
тем. Подготовка сообщения о
развитии исследований Галактики. Объяснение нового материала, работа с книгой.
Определение типов галактик. §26,
Подготовка сообщения о наибо- упр. 21 (2)
лее интересных исследованиях
галактик, квазаров и других далеких объектов

Применение принципа Доплера
для объяснения «красного смещения». Подготовка сообщения о
деятельности Хаббла и Фридмана.
Доказательство
справедливости
закона Хаббла для наблюдателя,
расположенного в любой галактике. Объяснение нового материала,
работа с книгой.
Гипотеза Г. А. Гамова о горячем
Подготовка и презентация сообначале Вселенной, ее обоснование щения о деятельности Гамова и
и подтверждение. Реликтовое излауреатов Нобелевской премии
лучение. Теория Большого взрыва. по физике за работы по космоло-

§27, практические задания

§27, практические задания

10

Образование химических элеменгии.
тов. Формирование галактик и
звезд. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (3 ч).

о происхождении
Вселенной.

32 Урок - конференция
«Одиноки ли мы во
Вселенной?»

1

33 Контрольная
та №3.

1

рабо-

34 Международное сотрудничество России
в освоении и изучении Космического
пространства.

1

Проблема существования жизни
вне Земли. Условия, необходимые
для развития жизни. Поиски жизни
на планетах Солнечной системы.
Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и
космонавтики для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Применять знания к решению задач (вычислительных, качественных, графических) на уровне оперирования следующими интеллектуальными
операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематизация

Подготовка и презентация сооб- §28 Повторить
щения о современном состоянии основные понянаучных исследований по протия, законы
блеме существования внеземной курса астроножизни во Вселенной. Участие в
мии
дискуссии по этой проблеме

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».