коррекционная работа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 3»

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
к утверждению на заседании
педагогического совета
от «30» августа 2023г
протокол №12

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «СОШ с УИОП № 3»
_____________ О.М.Горохова
Приказ № 270 от 30.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Коррекционно-развивающая программа для детей с ТНР
1 класс

Составитель: Кашина
Светлана Геннадьевна

г. Березники
2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел
Актуальность……………………………………………………..
Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения..
Основные
принципы
психолого-педагогического
сопровождения……………………………………………………
1.4. Характерные особенности психического развития ребенка с
ТНР
1.4.1. Общие особенности развития детей с ТНР…………………….
1.4.2. Индивидуальные особенности развития ………………………
1.5. Методы
и
приемы
психолого-педагогического
сопровождения……………………………………………………
1.6. Планируемые результаты освоения программы……………..
II.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Диагностическое направление………………………………….
2.2. Коррекционно-развивающее направление…………………….
2.3. Описание
особенностей
взаимодействия
со
всеми
участниками образовательного процесса: психологическое
консультирование,
психологическое
просвещение
и
профилактика….
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание внешних условий, материала и оборудования,
используемого на занятиях………………………………………
3.2. Программно-методическое обеспечение………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Учебно-тематическое планирование……………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перспективное планирование коррекционноразвивающей работы………………………………………………………
I.
1.1.
1.2.
1.3.

Стр.
3
3-4
4-5

5-7
8
9
9
10
10-13

14-15

16-17
17
18
19-34

2

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Актуальность
В настоящее время приоритетным направлением модернизации российского
образования в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом
является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с
понятиями здоровье, социальное благополучие, самореализация и защищённость ребёнка
в образовательной среде.
Одной из основных функций образовательного Стандарта является реализация права
каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной
мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в
наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения
- детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Работа в данном направлении предусматривает создание различных форм
педагогической поддержки - специальных условий обучения и воспитания, позволяющих
учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями
здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Особую значимость для данной категории детей приобретает многогранный,
комплексный вид помощи.
Комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребёнка в
образовательной среде – это система психолого - педагогического сопровождения,
которая представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и
детям с ОВЗ и инвалидностью в решении задач развития, обучения, воспитания,
социализации.
На педагога-психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается очень
большая ответственность при работе в следующих
направлениях: комплексная
диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и
просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса.
В настоящее время проблеме обучения младших школьников с различными
речевыми нарушениями уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и
практики. Школьники с недостатками речевого развития составляют самую
многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых
нарушений у этих детей представлен в трудах Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е.
Левиной, Л.С. Волковой и др. Своевременная организация коррекционного воздействия
является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию
проблемного ребенка.
1.2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения
Цель: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития,
соответствующей индивидуальным особенностям
обучающихся с ТНР и
обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и
развития личности обучающихся в условиях образовательного процесса.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
1.
Систематическое отслеживание психологического и психолого педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития.
2.
Создание социально-психологических условий для эффективного
психического развития ребенка в социуме.
3

3.
Систематическая психологическая помощь родителям ребенка и его
близкому окружению.
4.
Систематическая
психологическая
помощь
ребенку
в
виде
консультирования, психокоррекции, психологической поддержки.
5.
Организация жизнедеятельности ребенка в
социуме с учетом его
психических и физических возможностей
Важным структурным компонентом психолого-педагогического сопровождения
является организация жизнедеятельности ребенка в социуме путем создания социальнопсихологических условий для гармоничного психического развития. Следует выделить
общие и специальные задачи для создания социально-психологических условий
гармонизации личности школьника с ОВЗ.
Общие задачи:
1. Создание оптимальных условий для удовлетворения базисных потребностей
ребенка, а именно активности и самостоятельности.
2. Формирование у детей чувства психологической защищенности.
3. Создание в школе условий для максимально полного раскрытия личности ребенка,
проявление его индивидуальности.
4. Создание условий для формирования познавательной активности, познавательных
процессов, оптимизации творческого потенциала каждого ребенка.
Специальные задачи (сформулированы в соответствии с рекомендациями ЦПМПК):
1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование
познавательной активности.
2. Содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения.
3. Снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных
УУД.
4. Развитие
познавательных
психических
процессов,
формирование
познавательных УУД.
5. Обучение приемам саморегуляции своего эмоционального состояния.
6. Повышение самооценки, уверенности в себе.
7. Создание условий для формирования адекватных самосознания и самооценки.
8. Развитие внимания, памяти.
9. Развитие пространственно-временной ориентировки.
1.3. Основные принципы психолого-педагогического сопровождения
Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств,
направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом развитии
обучающихся с ТНР.
Принципы психолого-педагогического сопровождения
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к
помощи
в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных
потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и
педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и
содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной психологической
работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
4

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной
работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и
возможностей психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость
всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи
специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и
возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия
методов, техник и приемов коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника
коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития
ребенка и успешность его интеграции в общество.
1.4.Характерные особенности психического развития ребенка с ТНР
1.4.1. Общие особенности развития детей с ТНР.
Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых
первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты,
влияющие на становление психики. Дефекты могут затрагивать различные компоненты
речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону
языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым
составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты
представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в
массовой школе. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к
общему недоразвитию.
Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются на
центральные и периферические, а в зависимости от характера нарушения — на
органические и функциональные.
Клинические формы нарушений речи:
1) периферического характера:
механическая дислалия ; ринолалия; ринофония; дисфония
2) центрального характера:
дизартрия; алалия; афазия; аграфия, дислексия (алексия)
Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы, что
представляется удобным при проведении коррекционной работы.
Обычно выделяются группы со следующими наущениями: 1) фонетикофонематические нарушения (ФФН, дети с преимущественными недостатками
звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями,
легкими формами дизартрии);
2) общее недоразвитие речи (ОНР, дети с преимущественными недостатками
лексико-грамматической
стороны
речи,
с
разными
уровнями
речевого
недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями, афазиями, дислексиям и
алексиями, дисграфиями и аграфиями);
3) недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и
темпо-ритмической стороны речи(с заиканием, итерацией, полтерн, тахилалией,
брадилалией).
Различные неблагоприятные воздействия на мозг во внутриутробном периоде
развития, во время родов, жизни ребенка могут приводить к речевой патологии.
5

Структура и степень речевой недостаточности зависят от локализации и тяжести
мозгового поражении, а эти факторы в свою очередь связаны со временем патогенного
влияния на мозг. При этом наиболее тяжелое поражение мозга возникает в период раннего
эмбриогенеза, на 3 — 4 месяца внутриутробного развития, в период наиболее
интенсивной дифференцировки нервных клеток (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.
Филичева).
Среди исследователей, кто занимался изучением данной группы детей были
Цветкова, Мастюкова, Чевелева, Усанова, Фотекова, Зайцева другие. Исследователи
указывают на то, что у детей с ТНР отмечается недоразвитие познавательной
деятельности. Нарушены восприятие, внимание, память, мышление. Интеллектуальное
отставание имеет вторичный характер, т.к. образуется вследствие недоразвития речи.
Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с нарушениями
речи, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и речедвигательного
анализаторов. Г.Ф.Сергеева отмечает, что нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии весьма влияет на слуховое восприятие фонем. При
этом не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков
и нарушением их восприятия. Так, в ряде случаев наблюдается различение на слух тех
фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не
различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении. Развитие же
самого фонематического слуха находится в прямой связи с развитием всех сторон речи,
что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка.
Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у детей
с речевой патологией данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и
характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета.
Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их
изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при
усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления).
Дети с общим недоразвитием речи воспринимают образ предмета в усложненных
условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не
уверены в правильности своих, отмечаются ошибки опознания.
Исследования в области изучения ориентировки в пространстве этой категории
детей, выявлено, что дети затрудняются дифференцировать понятия «справа» и «слева», а
также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле.
Пространственные нарушения проявляются и при рисовании, и при письме.
Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей:
неустойчивостью, низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в
планировании своих действий. С трудом сосредотачивают внимание на анализе условий,
поиске различных способов и средств в решении задач.
Объем зрительной памяти детей с ОНР практически не отличается от нормы.
Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических
фигур детьми с дизартрией. Это связано с выраженными нарушениями восприятия
формы, слабостью пространственных представлений. С понижение уровня речевого
развития, понижается уровень слуховой памяти.
По состоянию невербального интеллекта выделяют три группы детей.
6

Дети, у которых невербальный интеллект несколько отличается от нормы,
но не зависит от речевой патологии (9%).
2.
Дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует норме
(27%).
3.
Дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует нижней
границе нормы (63%)
Дети с недоразвитием речи имеют ряд особенностей мышления. У них
обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах и
функциях предметов, возникают трудности в установлении предметно-следственных
связей. Проблемную ситуацию оценивают поверхностно.
Им
характерны
недостаточная
подвижность,
инертность,
быстрая
истощаемость воображения.
У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в
эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная
наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная
раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в
налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи
отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
1.

7

1.4.2. Индивидуальные особенности развития (имя удалено)
Школьный материал ______усваивает в достаточном объеме, самостоятельная работа
с учебником не затруднена, при выполнении самостоятельных учебных заданий проявляет
интерес, для понимания нового и решения задач по образцу не требует учебной помощи
педагогов. Умеет осуществлять действие по образцу и заданному правилу, но не всегда
сохраняет заданную цель и видит указанную ошибку, умеет исправлять ошибку по
указанию взрослого, контролирует свою деятельность по результату. Испытывает
трудности понимания сложных, многоступенчатых инструкций. Темп деятельности
быстрый.
Способность к концентрации внимания проявляется нестойко, снижение
устойчивости и концентрации внимания наблюдаются к концу задания.
Познавательная
активность
достаточная,
характерны
средний
темп
переключаемости психических процессов, произвольное внимание сформировано не
достаточно, внимание недостаточно устойчивое, организующая помощь эффективна,
скорость запоминания слухоречевой памяти и объем зрительной памяти соответствуют
возрастной норме, объем слухоречевой механической и смысловой памяти
снижен, знания пространственно-временных отношений сформированы недостаточно.
_________ осуществляет классификации, умеет устанавливать причинно-следственные
связи. Умеет оперировать образами предметов, способен соотносить предметы к
определенному классу понятий. Запас общих представлений не соответствует возрастной
норме.
В контакт вступает легко и быстро, проявляет в нем заинтересованность, контакт
стабилен на протяжении всего исследования. Приёмами и навыками эффективного
межличностного бесконфликтного общения со сверстниками владеет, инициативу в
установлении контактов проявляет. Внешне эмоциональные проявления отчетливо
выражены и разнообразны, проявляются спонтанно. Дистанционные отношения взрослый
– знает и выполняет.
Личностные особенности: уверенный, тревожность соответствует возрастной норме,
самооценка и уровень притязаний адекватные.

8

1.5. Методы и приемы психолого-педагогического сопровождения
 постановка практических и познавательных задач;
 целенаправленные действия с дидактическим материалом;
 наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);
 подражательные упражнения;
 дидактические игры;
 создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в
общении, предметной деятельности, в быту.
 обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое,
комбинированное); наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
 рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий;
 речевая инструкция, беседа, описание предмета;
 указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания,
последовательности действий, содержания;
 вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие
констатации; прямые; подсказывающие);
 педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.
1.6. Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают
сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений
обучающихся с ТНР в различных средах:
Изменения количественных и качественных показателей свойств личности ребенка:
• сформированность саморегуляции и произвольности поведения;
 овладение навыками коммуникации: умение общаться и выстраивать совместную
деятельность с другими;
• дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной
организации;
• осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту
системы ценностей и социальных ролей;
• адекватная мотивация деятельности;
• адекватное отношение к себе и другим;
• развитая рефлексия;
• эмоциональная устойчивость;
• снижение количества трудностей при освоении общеобразовательной программы;
• сформированность навыков:
 уверенного поведения;
 совместной (коллективной) деятельности;
 самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
 самоподдержки;
 адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

9

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Диагностическое направление
Проводится 2 раза в год - в начале работы и конце учебного года.
Критерии оценки:
 субъективно переживаемые учащимся изменения во внутреннем мире;
 объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в
познавательной, эмоционально-личностной сферах личности обучающегося с ОВЗ;
 устойчивость изменений.
Формы оценки результатов:
 психологическая диагностика с использованием комплекса психологических
методик, предложенный Ясюковой Л.А., Мамайчук И.И., комплектов Забрамной
С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.;
 педагогическое наблюдение;
 анализ продуктивной и учебной деятельности;
 беседа с родителями и педагогами.
2.2. Коррекционно-развивающее направление.
Коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
организацию
мероприятий,
способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в
психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с
ТНР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

коррекция и развитие компетенций коммуникативной и эмоциональноволевой сферы;

развитие и коррекция пространственно-временных представлений;

развитие учебно-познавательной мотивации;

помощь в адаптации к условиям школьной среды.
Рассмотри подробнее каждое из этих направлений.
Развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы и коррекция ее
недостатков.
Для значительной части детей с ТНР типичен дефицит социальных способностей,
проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. В
ряде случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В
связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков
предполагают:
- гармонизацию аффективной сферы ребенка;
- профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и негативистических
проявлений, других отклонений в поведении;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося
характера;
- развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым
социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т.п.);
- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;
- развитие социальных эмоций;
10

- развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной
активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных
эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми).
Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает
помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения
эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения
людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного
текущего поведения на основании полученных знаний и навыков.
Работа с детьми с ТНР по формированию уверенности в себе и снижению
тревожности ведется в таких направлениях, как формирование у них оптимистического
склада мышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую
деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных
впечатлений, а также укрепление уважения к себе, веры в свои способности и
возможности.
Ребенок с ТНР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его
общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на
дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. В связи с этим в работе
психолога выделяются следующие наиболее важные задачи:
 воспитание у детей интереса к окружающим людям;
 выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения;
 обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и избеганию
конфликтов.
Развитие учебно-познавательной мотивации
Говоря об учебной деятельности и её успешности, прежде всего, нужно отметить,
что «сильные» и «слабые» ученики всё-таки отличаются друг от друга не только и не
столько по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности. Для сильных
характерна внутренняя мотивация. Что касается слабых, то их мотивы в основном
внешние, ситуативные.
Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного
формирования у учащихся мотивации учебной деятельности. При этом подчёркивается,
что управлять формированием мотивов учебной деятельности ещё труднее, чем
формировать действия и операции.
Очень часто, именно из – за несформированности мотивов учения дети испытывают
трудности в школе. Недоразвитие мотивационной сферы вызывает трудности в
формировании потребностей и интересов. Потребности обычно отражают состояние
нужды человека в чем – либо. Будучи осознанными, они проявляются в форме мотивов
поведения. Это побудительные силы мыслительной деятельности и поступков личности.
Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья
формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении
всего обучения ребенка в школе. Она сложна по своей структуре и требует специального
формирования. Учебная деятельность учащихся с ограниченными возможностями
здоровья содержит в своей структуре те же элементы, однако формирование их протекает
с задержкой и отличаются некоторым своеобразием.
Для детей с ОВЗ в образовании наиболее значимой является мотивация, связанная с
получением высоких отметок, — это сильные, реально действующие мотивы. На втором
11

месте по степени выраженности у детей с ОВЗ находится престижная мотивация — «хочу
учиться лучше всех». Это обусловлено отставанием в развитии такого ядерного
личностного образования, как самооценка.
В учебной деятельности детей с ОВЗ часто наблюдается «соскальзывание» мотива
на другую, более значимую детям задачу. Поэтому процесс мотивообразования и требует
специального изучения и использования на этой основе специфических приемов,
способствующих развитию у них благоприятных мотивационных проявлений.
В качестве средств активизации мотивов учения выступают содержание, методы,
приемы и формы организации коррекционной работы. Таким образом, уровень
активности школьника в процессе обучения определяется тем насколько содержание,
методы и организация обучения способствуют этой активности.
При подборе содержания коррекционных занятий для учащихся с нарушениями речи
необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не
допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным
средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует
психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя логопеда с
учащимися, имеющими ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы
контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Использование в коррекционной работе группы поисково-исследовательских
методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся
познавательной активности. Увеличивая степень самостоятельности учащихся с ТНР,
вводятся в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или
поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован
некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.
Формируя учебно-познавательную мотивацию, используются активные методы
обучения, игровые методы. Мотивационный потенциал игры направлен на более
эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно не только
для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ТНР.
Развитие и коррекция пространственно-временных представлений.
У детей с ТНР пространственные и пространственно-временные представления
сформированы не в полном объеме. Наблюдаются синдромы временного отставания
отдельных психических функций (сенсорных, моторных, речевых). Отмечается
относительная несформированность пространственных отношений, начиная с освоения
схемы собственного тела. Дети испытывают затруднения в определении правых и левых
частей тела, верха и низа, ошибаются в определении предметов справа и с лева от себя
(это усложняется ещѐ и не устоявшейся, затянувшейся латерализацией – определения
ведущей руки). Запаздывает формирование доминантности руки или расходится
доминантность по руке и глазу (например, ведущая правая и левый глаз).
При формировании пространственно-временных отношений за основу взята
авторская методика «Формирование пространственных и пространственно-временных
представлений» Семаго Н.Я., Семаго Н.Н.. и практические материалы. Психо коррекционный процесс включает в себя четыре основных этапа.
12

Структура заданий от этапа к этапу усложняется, от наиболее простых
представлений
(топологических,
координатных,
метрических)
к
сложным
лингвистическим (пространство языка). Каждый этап включает в себя ряд заданий и
упражнений, которые подобраны с учетом поставленных задач и возрастных
особенностей.
Первый этап работы - освоение телесного пространства. Работа на первом этапе
включает задачу овладения пространством собственного тела и лица. Определением
расположения частей лица и тела по следующим пространственным категориям: «выше
всего» - «ниже всего», «выше чем» - «ниже чем», «над» - «под» - «между». Предлагаются
задания с анализом расположения частей тела:

анализ расположения частей лица с закрытыми глазами, но с помощью
прощупывания;

анализ расположения частей лица с открытыми глазами, с опорой на схематическое
или реалистическое изображение;

работа с зеркалом «Узнай себя и своих друзей в зеркале», рассматривание и
ощупывание частей лица.
На данном этапе так же формируются представления о симметричной стороне тела,
правой и левой. Знакомим детей с правой и левой стороной тела, названиями рук, их
функциональным назначением, самостоятельным обозначением их словом. Предлагаются
игровые задания:

показать и назвать правое ухо, левый глаз и т.д.;

показать и назвать все части тела которые находятся с левой , правой стороны;

показать флажком направление: вверх/вниз, вперед/ назад, правой рукой вперед,
левой вниз, взаимодействие обеими руками;

игра «Давайте поздороваемся» (дети здороваются разными частями тела).
Работа по формированию временных представлений начинается со знакомства детей
с частями суток, формирования умения определять их по цикличности деятельности
человека. Затем детей знакомят с последовательностью и отличительными признаками
времен года. На начальном этапе формируется набор признаков, характеризующих
определенное время года. Например, весна – это бегущие ручейки, капающие сосульки,
цветущая мать-и-мачеха и т.д. С этой целью используются фотографии и картинки
текущего времени года, на которых отражены сезонные изменения природы, одежда и
занятия людей и прочее. Могут предлагаться как пейзажные снимки, так и крупные планы
растений, животных, людей. Взрослые рассматривают с детьми фотографии, проводят
словарную работу, закрепляют отличительные признаки данного времени года,
сравнивают фотографии (картинки) ранней и поздней весны, осени, лета. По этому же
принципу необходимо формировать представления детей о временах года, как о
составных частях года, месяце, неделе, об отношениях между ними, познакомить с
календарем: (7 последовательных дней - это неделя, 4-5 недель - это 1 месяц, 3
последовательно сменяющихся месяца - это 1 пора года – время года).
Также учащиеся знакомятся с приборами измерения времени (секундомер, часы),
формировать умение определять время по разным часам с точностью до часа, получаса,
четверти часа, расширять и углублять представления о частях суток, о характерных для
них временных явлениях: сумерки, рассвет, закат, восход, заря.
13

2.3. Описание особенностей взаимодействия со всеми участниками образовательного
процесса: психологическое консультирование, психологическое просвещение и
профилактика
Консультативная работа обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в
воспитании и обучении ребенка с ТНР. Разрабатываются рекомендации в соответствии с
возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их
соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие
повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение
коррекционно-воспитательных задач.
Основными задачами психологического консультирования педагогов являются:
- раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития
ребенка,
- определение способов компенсации трудностей,
- выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при
фронтальной и индивидуальной формах организации занятий.
Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть
разнообразными:
- организация педагогических консилиумов,
- подготовка к тематическим родительским собраниям,
- индивидуальные консультации и т.д.
Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к
сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой
работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов.
Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с
родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий
этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего
обследования ребенка. Психолог в доступной форме рассказывает родителям об
особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие
специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться
дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание.
Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как
неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать
их. На этапе собственно коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к
выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога.
На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение
хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной
динамики развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных
проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с
одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время).
Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических
консультациях, семинарах-практикумах и т.д.
Информационно-просветительская
работа
предполагает
осуществление
разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам,
связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания
14

обучающихся с ТНР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями
(законными представителями) и др.
Информационно-просветительская работа включает:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по
разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий
обучающихся;
― оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической
компетентности;
― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них
элементарной психолого-психологической компетентности.
Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию
специального сопровождения обучающегося с ТНР.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ТНР содержания
адаптированной основной образовательной программы
педагоги, осуществляющие
психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру
программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое
будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В
случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с
учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ТНР направляется на
комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки
рекомендаций по его дальнейшему обучению.

15

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание внешних условий, материала и оборудования, используемого на
занятиях.
Занятия проводятся в кабинете психолога. В кабинете обеспечено свободное размещение
и передвижение, у каждого ребенка есть возможность проявить себя, быть открытым, не
бояться ошибок.
Материал и оборудование, используемое на занятиях:
 Ноутбук с лицензионным программным обеспечением;
 Музыкальный центр;
 Принтер-копир-сканер HP;
 Столы и стулья детские;
 Телевизор;
 Доска;
 Ковер;
 Подушка в форме мягкой игрушки;
 Два кресла;
 Мягкие игрушки разных размеров;
 Куклы большие и маленькие;
 Цветные счетные палочки Кюизнера;
 Игра «Волшебный
поясок»;
 Игра «Тренируем память»
 Карточки «Азбука настоения»
 «Волшебный мешочек»;
 Игра Танграм;
 Карточки «Азбука развития эмоций ребенка»;
 Игра «Игры на бумаге»;
 Игра «Умные клеточки»;
 Картинки с изображением людей в одежде, домашних и диких животных и
птиц, мебели, транспорта, овощей, фруктов, деревьев, обуви, головных уборов,
игрушек, цветов, деревьев, людей разного возраста и т.д.;
 Разноцветные кружки и полосочки всех цветов радуги;
 Клубочки;
 Зеркало (1 шт.);
 Маски и картинки с различным эмоциональным выражением;
 Коробочка форм;
 Ножницы, цветная бумага, акварельная бумага, альбомы для рисования,
непроливайки, цветные и простые карандаши, пластилин, широкие кисти,
гуашь, акварельные краски, восковые мелки, клей, фломастеры;
 Разноцветные флажки;
16





Счетные палочки;
Кубики Никитина;
Папка «Найди четвертый», «Найди такое же», «Найди заплатку», «Найди
девятый», «Найди слово», «Найди картинку», «Найди отличия», «Найди и
отметь», «Аналогии»;
 Игра «Волшебные ладошки»;
 Игра «Волшебный цветок».
3.2.Программно-методическое обеспечение
1.
Забрамная С.Д., Левченко И.Ю.. Психолого-педагогическая диагностика
нарушений развития (курс лекций). М., 2007.
2.
Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Спб.
Речь, 2008.
3.
Мамайчук И. И Шипицина Л. М. Психология детей с нарушением опорно двигательного аппарата. М. Владос, 2004.
4.
Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М..
Просвещение, 1983.
5.
Микляева А. В. Румянцева П. В. Школьная тревожность: Диагностика,
профилактика, коррекция. Спб. Речь , 2006.
6.
Опеределяю время. Книжка с наклейками. 2-е издание.-М: Школьная Пресса, 2010.
7.
Семаго Н.Я. Формирование пространственных и элементарных математических
представлений: Демонстрационный материал. М.: Айрис-Пресс, 2005.
8.
Семаго Н.Я. Формирование представлений о схеме тела: Демонстрационный
материал. М.: Айрис-Пресс, 2005.
9.
Семаго H. Я., Семаго M. M. Технология оценки сформированности базовых,
составляющих
психического
развития /
Руководство
по
психологической
диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. М.: Изд-во АПРКиПРО РФ,
2000.
10. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать?: В 4 т. М.: Генезис, 1999.

17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Календарно-тематическое планирование
1 класс

Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом
индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития
и индивидуальных возможностей обучающихся с ТНР.
№
п/п
1

2
3
4
5

Тема
Адаптация к условиям школьной среды.
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов
личности
Диагностическое изучение ребенка
Развитие учебно-познавательной мотивации.
Формирование
познавательной активности.
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов
личности. Формирование коммуникативной компетентности
Коррекция и развитие пространственно-временных представлений
Итого

Кол-во
часов
12

9
35
30
10
99

18

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
№
Цель
заня
тия
1.
Знакомство.
Адаптация
условиям
школьной
среды
2.

3.

4.

5.
6.

Задачи
Помощь в адаптации к
к условиям
школьной
среды.
Снятие
психоэмоционального
напряжения.

Адаптация к
условиям
школьной
среды.
Коррекция и
развитие
эмоциональноволевой сферы
и компонентов
личности
Адаптация
к
условиям
школьной
среды.
Коррекция
и
развитие
эмоциональноволевой сферы
и компонентов
личности
Адаптация
к
условиям
школьной
среды.
Коррекция
и
развитие
эмоциональноволевой сферы
и компонентов
личности.

Формирование
устойчивой
учебной
мотивации на фоне
позитивной
“Я
концепции”,
устойчивой
самооценки и низкого
уровня
школьной
тревожности.
Формирование
регулятивных
УУД,
развитие произвольной
регуляции поведения,
предупреждение
и
снижение тревожности
и страхов, повышение
уверенности в себе.

Помощь в осознании и
принятии
правил
школьной жизни и
себя в роли учеников,
активизация
познавательной
активности
обучающихся,
формирование
положительной
мотивации.
Диагностика
Изучение актуального
уровня развития уровня развития
Диагностика
Изучение актуального
уровня развития уровня развития

Содержание
Упражнение «Знакомство»
Игра «Слушай внимательно»
Упражнение «Нарисуй имя»
Упражнение «Ласковое имя»
Упражнение «Говори»
Упражнение «Лучики солнышка»
Упражнение- приветствие «Хорошее
настроение»
Игра «Говори»
Упражнение «Укрась свое имя»
Упражнение
«Найди
свою
половинку»
Упражнение «Что я люблю делать»
Игра «Волшебный стул»
Упражнение «Сон на берегу моря»
Упражнение - приветствие «Хорошее
настроение»
Игра «Эхо»
Упражнение «Гора с плеч»
Беседа «Настроение»
Упражнение «Камень-веревка»
Упражнение «Домик»
Игра «Скала. Я справлюсь»
Упражнение
«Психологический
портрет»
Упражнение «Сон на берегу моря»
Упражнение - приветствие «Хорошее
настроение»
Игра «закончи слово»
Упражнение «Зато»
Упражнение «Узоры и волшебные
лесенки»
Игра «Листопад»
Упражнение
«Психологический
портрет»
Упражнение «Сон на берегу моря»
Комплекс психологических методик,
предложенный Мамайчук И.И., а
также комплекты Забрамной С.Д.,
Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.
19

7.

8.

9.

10.

11.

Проективные
методики
«Карта
чувств»,
«Лесенка»,
«Рисунок
семьи», тест Тэммл-Дорки-Амен,
методика
Д.В.
Солдатова
«Мотивационные
предпочтения»,
тест мотивационная готовность к
школьному обучению Л.А. Венгера.
Коррекция
и Снижение
уровня Игра «Путешествие на облаке»
развитие
личностной
Упражнение
«Эмоциональный
эмоционально- тревожности.
словарь»
волевой сферы Формирование
Беседа о хорошем и плохом
и компонентов осознания собственных настроении»
личности
эмоций.
Рисунок
хорошего
и
плохого
Снятие
настроения.
эмоционального
Упражнение «Сон на берегу моря»
напряжения
Развитие
Обогащение
Кинезиологическое упражнение
пространственн практического,
«Колечко»
о-временной
чувственного
опыта Игра «Куда пойдешь, что найдешь»
ориентировки.
детей;
Игра «Что изменилось?»
Содействие
формирование умения Упражнение « Художники»
формированию определять
Упражнение "Кто правильно назовет"
произвольности пространственные
Упражнение «Разложи игрушки»
и
направления правое - Игра танграм
саморегуляции левое,
направо
поведения.
налево, справа - слева в
различных ситуациях,
опираясь на схему
собственного тела
Коррекция
и Что
изучает 1.
Упражнение
«Хорошее
развитие
психология?
настроение»
эмоциональноОсознание
своей 2. Упражнение «Здравствуй, песок!»
волевой сферы индивидуальности..
3.Дыхательное упражнение « Звуки»
и компонентов
4. Игра «Веселая зарядка»
личности
5. Рисование на тему «Я и школа»
6. Релаксация «Летняя ночь».
Развитие
Закрепление знания о Кинезелогическое упражнение
пространственн месте
расположения «Колечко»
о-временной
частей лица, умение Дидактические упражнения «Лицо»,
ориентировки.
ориентироваться
на «Найди пару».
Содействие
собственном
теле. Упражнение «Раскарась все, что
формированию Формирование
ниже, выше, правее, левее….»
произвольности представлений
о Игра «Танграм»
и
сторонах тела (правая,
саморегуляции
левая).
поведения.
Коррекция
и Развитие
Упражнения йоговской гимнастики.
развитие
произвольности
и Упражнение «Прогулка в лес»
эмоциональносамоконтроля,
Упражнение «Камень и путник»
волевой сферы внимания
и Игра «Будь внимателен!»
и компонентов воображения.
Упражнение «Кто сильнее кричит»
личности
Снятие
Релаксация
20

12.

13.

14.

15.

16.

психоэмоционального
напряжения, развитие
эмоционально
выразительных
движений.
Развитие
Развитие
пространственн пространственных
о-временной
представлений;
ориентировки.
ориентировка
Содействие
относительно сторон
формированию «право»,
«лево»,
произвольности «вверх»,
«вниз».
и
Развитие
навыка
саморегуляции
ориентировки
в
поведения.
пространстве,
закрепление
навыка
работы
по
схеме,
закрепление
ориентировки
в
сторонах лево, право.
Коррекция
и Внешний
облик
развитие
человека.
Его
эмоциональноособенности и манеры
волевой сферы поведения.
и компонентов Черты характера.
личности
Развитие
пространственн
о-временной
ориентировки.
Содействие
формированию
произвольности
и
саморегуляции
поведения.
Коррекция
и
развитие
эмоциональноволевой сферы
и компонентов
личности
Развитие
пространственн
о-временной
ориентировки.
Содействие
формированию
произвольности
и

Кинезиологическое
упражнение «Ухо - нос»
Дидактическое упражнение
«Фигуры высшего пилотажа».
Упражнение по рисунку-схеме
комнаты.
Упражнение «Найди про адресу»
Упражнение «Нарисуй узор»
Игра Танграм

1. Релаксация «Планета»
2.
Когнитивное
упражнение
«Послушать тишину»
3.Игра «Снежный ком»
4. Рисование на тему « Я счастлив, я
доволен»
5. Релаксация «Ковер - самолет»
Закрепление
Кинезиологическое
ориентировки «лево- упражнение «Ухо - нос»
право»
на
листе Дидактическое
упражнение
«В
бумаги. Формирование поисках клада».
пространственных
Упражнение «Новоселье»
представлений
Упражнение «Найди путь»
посредством
Игра «Найди клад»
графических
Игра Танграм
диктантов.
Знакомство
со
структурой
человеческих
потребностей.
Основные
отличия
между потребностями
и желаниями.
Формирование
пространственных
представлений,
закрепление
навыка ориентировки в
пространстве
относительно
верха,
низа листа, сторон

1.Сказка « Сундук царя»
2.Методика
«Ценностные
ориентации»
3.Упражнение на расслабление
«Песочный дождик»
Кинезиологическое
упражнение «Кольцо, цыпочка»
Дидактическое упражнение
«Динозаврик».
Упражнение с кубиками Никитина.
Упражнение «Найди правую и левую
варежки, правый и левый ботинок»
Игра Танграм
21

саморегуляции
поведения.

17.

18.

19.

20.

21.

лево, право; развитие
слухового внимания.
Развитие
пространственного
анализа и синтеза.
Коррекция
и Введение понятия « 1. Упражнение «Ответить – не
развитие
Дружба». Роль и место ответить»
эмоциональнодрузей в нашей жизни. 2. Сказка о мальчике, который не
волевой сферы
умел играть.
и компонентов
3.Рисование на тему « Мой друг»
личности.
4. . Когнитивное упражнение «
Формирование
Послушать тишину»
коммуникативн
ой
компетентности
.
Развитие
пространственн
о-временной
ориентировки.
Содействие
формированию
произвольности
и
саморегуляции
поведения.
Коррекция
и
развитие
эмоциональноволевой сферы
и компонентов
личности.
Формирование
коммуникативн
ой
компетентности
.
Развитие
пространственн
о-временной
ориентировки.
Содействие
формированию
произвольности
и
саморегуляции
поведения.
Развитие
учебнопознавательной
мотивации.

Формирование
квазипространственны
х
представлений.
Овладение числовым
рядом.
Закрепление
числового
ряда.
Закрепление числового
ряда.

Кинезиологическое
упражнение «Замок»
Дидактическое упражнение
«Магазин»
Игра «Горячо – холодно»
Упражнение «Разложи по группам»
Упражнение
«Назови
самые
непохожие фигуры»

Роль семьи в жизни
человека.
Взаимопонимание
между членами семьи.
Общение
со
взрослыми.

1. Релаксация « Кораблик»
2.Упражнение « Раздумье»
3. Когнитивное упражнение «Чаша
доброты»
4.Рисование на тему « Моя семья»
5.Упражнение «Я не знал»

Научить и закрепить
умение
ориентироваться
во
времени
суток,
введение
понятий
«раньше», «позже».

Кинезиологическое
упражнение «Замок»
Дидактическое
упражнение
«Распорядок дня».
Игра «Когда это бывает?»
Упражнение «Разложи по порядку»

Развитие
межполушарного
взаимодействия, речи.
Формирование

1. Кинезиологическое упражнение
«Колечко»
2. Составление узоров на
«Математическом планшете»
22

Формирование
познавательной
активности.

22.

23.

24.

умения
ориентироваться на
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряженности.
Коррекция
и Введение
понятия
развитие
«характер».
эмоциональноПоложительные
и
волевой сферы отрицательные
и компонентов стороны характера.
личности.
Формирование
коммуникативн
ой
компетентности
.
Развитие
Развитие
учебномежполушарного
познавательной взаимодействия, речи.
мотивации.
Формирование
Формирование
умения
познавательной ориентироваться на
активности.
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряженности.
Обучение способности
концентрировать
внимание; уметь
сосредоточиваться на
зрительной
информации.
Коррекция
и Развитие
развитие
произвольности
и
эмоциональносамоконтроля,
волевой сферы внимания,
и компонентов наблюдательности
и
личности.
воображения,
Формирование
эмоциональнокоммуникативн выразительных
ой
движений.

3. Игра «Хлопни в ладоши»
4. Игра
«Способы
применения
предмета»
5. Игровые упражнения с таблицей
Шульте.
6. Упражнение «Две минуты
отдыха»

1.Упражнение «Паровозик имен»
2. Сказка о чудесной сказочной
стране Имен
3. Игра «Паутинка имен»
4. Рисование на тему: «Мое имя»
5.
Дыхательное
упражнение
«Песочный ветер»
6. Релаксация «Летняя ночь».

1. Кинезиологическое
упражнение
«Колечко»
2. Составление
узоров
на
«Математическом планшете»
3. «Найди отличия»
4. «Зачеркни букву»
5. Игровые упражнения с таблицей
Шульте.
6. Упражнение «Две минуты
отдыха»

Упражнения
«Йоговская
гимнастика»
Игра «Изобрази явление»
Игра «Самолеты»
Упражнение «Надоедливая муха»
Упражнение «Раз, два, три, говори!»
Упражнение «Кто сильнее кричит»
Релаксация
23

компетентности
.

25.

26.

27.

28.

Развитие
и
совершенствование
коммуникативных
навыков.
Снятие
страха
закрытого
пространства,
темноты,
состояния
тревожности.
Развитие
Развитие
учебномежполушарного
познавательной взаимодействия, речи.
мотивации.
Формирование
Формирование
умения
познавательной ориентироваться на
активности.
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряженности.
Коррекция
и Как управлять своим
развитие
поведением?
эмоциональноМоя речь и поступки.
волевой сферы Умение слушать.
и компонентов
личности.
Формирование
коммуникативн
ой
компетентности
.
Развитие
Развитие
учебномежполушарного
познавательной взаимодействия, речи.
мотивации.
Формирование
Формирование
умения
познавательной ориентироваться на
активности.
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряженности.
Коррекция
и Развитие
развитие
самопроизвольности и
эмоциональносамоконтроля,

1. Кинезиологическое
упражнение
«Колечко»
2. «Составление
узоров
на
«Математическом планшете»
3. «Ушки на макушке»
4. «Корректурные пробы»
5. Игра
«Перечень
возможных
причин»
6. Упражнение «Две минуты отдыха»

1. Ритуал входа в сказку
2.
Упражнение
«Встреча
с
Зеркальным Оракулом».
3.
Упражнение
«Рисование
в
зеркалах»
4.Игра « Зеркало»
5. Подвижная игра с правилами
«Лисонька, где ты?»

1. Кинезиологическое
упражнение
«Колечко»
2. Составление
узоров
на
«Математическом планшете»
3. «Игра «Перечень возможных
причин»
4. «Выложи кружочки»
5. Игра «Канон (со словами)»
6. Упражнение «Две минуты отдыха»

Упражнение
«Йоговская
гимнастика»
Игра «Запретное движение»
24

волевой сферы
и компонентов
личности.
Формирование
коммуникативн
ой
компетентности
.

29.

30.

31.

внимания
и
воображения. Снятие
психоэмоционального
напряжения.
Развитие
эмоциональновыразительных
движений. Развитие и
совершенствование
коммуникативных
навыков, устранение
страхов.
Развитие
Развитие
учебномежполушарного
познавательной взаимодействия, речи.
мотивации.
Формирование
Формирование
умения
познавательной ориентироваться на
активности.
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряженности.
Коррекция
и Развитие
развитие
самопроизвольности
эмоциональнои
самоконтроля,
волевой сферы внимания
и
и компонентов воображения,
личности.
координации
Формирование
движений.
Снятие
коммуникативн
психоэмоционального
ой
напряжения. Развитие
компетентности
и совершенствование
.
коммуникативных
навыков.
Удовлетворение
потребности
в
признании,
снятие
страха.
Развитие
Развитие
учебномежполушарного
познавательной взаимодействия, речи.
мотивации.
Формирование
Формирование
умения
познавательной ориентироваться на
активности.
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,

Игра «Зоопарк»
Игра «Я кубики несу, не уроню»
Упражнение «Шалтай-болтай»
Релаксация

1. Кинезиологическое
упражнение
«Колечко»
2. Составление
узоров
на
«Математическом планшете»
3. «Каскад слов»
4. «Что изменилось?»
5. Игра
«Построение
системы
причин»
6. Упражнение «Две минуты отдыха»

Упражнение
«Йоговская
гимнастика»
Упражнение «Расскажем и покажем»
Упражнение «Насос и мяч»
Упражнение «Клоуны»
Упражнение «Кто сильнее кричит»
Релаксация

1. Игра «Каскад слов»
2. Упражнение «Что изменилось?»
3. Кинезиологическое
упражнение
«Кулак, ребро, ладонь»
4. Составление
узоров
на
«Математическом планшете»
5. Упражнение «Раскрашивание
6. Упражнение
«Две
минуты
отдыха»
25

32.

33.

внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряженности.
Развитие зрительной
памяти, умения
использовать
мнемонические
приемы для
запоминания текста,
объема
кратковременной
слуховой памяти.
Коррекция
и Активизировать
развитие
представления
о
эмоциональнособственном мире и
волевой сферы познакомиться
с
и компонентов противоположным
личности.
миром; формировать
Формирование
уважительное
коммуникативн представление
к
ой
противоположному
компетентности полу.
Прояснить
.
стереотипы мужского
и женского поведения;
помочь
детям
сформировать
собственные взгляды
на половые различия
Развитие
Развитие
учебномежполушарного
познавательной взаимодействия, речи.
мотивации.
Формирование
Формирование
умения
познавательной ориентироваться на
активности.
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряженности.
Развитие зрительной
памяти в условиях
уменьшения времени,
умения использовать
мнемонические
приемы для

1.Игра «Такие разные игрушки»
2.Рассказ Ю. Яковлева «Колючка»
3.Дыхательное
упражнение
«Песочный ветер»
4.Релаксация «Цветок доброты»

1. Кинезиологическое упражнение
«Кулак, ребро, ладонь»
2. «Данетки»
3. «Что изменилось?»
4. Составление узоров на
«Математическом планшете»
5. Упражнение «Раскрашивание по
системе координат»
6. Упражнение «Две минуты
отдыха»

26

34.

35.

36.

запоминания текста,
объема
кратковременной
слуховой памяти,
воображения и
фантазии.
Коррекция
и Развитие
развитие
положительного
эмоциональнообраза будущего на
волевой сферы основе
обобщения
и компонентов пройденного
личности.
материала.
Мои
Формирование
ресурсы.
коммуникативн
ой
компетентности
.
Развитие
Развитие
учебномежполушарного
познавательной взаимодействия, речи.
мотивации.
Формирование
Формирование
умения
познавательной ориентироваться на
активности.
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряженности.
Развитие зрительной
памяти в условиях
уменьшения времени,
умения использовать
мнемонические
приемы для
запоминания текста,
объема
кратковременной
слуховой памяти,
воображения и
фантазии.
Коррекция
и Развитие
развитие
произвольности и
эмоциональносамоконтроля,
волевой сферы внимания и памяти,
и компонентов мышления и
личности.
воображения,
Формирование
эмоционально –
коммуникативн выразительных

1.Рисунки «Я такой, какой есть», « Я
такой, каким хотел бы быть»;
2.Упражнение «Скажи комплимент»;
3. Игра «Я бросаю тебе мяч»
4. Релаксация

1. Игра «Данетки»
2. Игра «Что изменилось?»
3. Кинезиологическое упражнение
«Кулак, ребро, ладонь»
4. Составление узоров на
«Математическом планшете»
5. Упражнение «Раскрашивание по
системе координат»
6. Упражнение «Две минуты
отдыха»

Упражнение
«Йоговская
гимгнастика»
Упражнение «Интервью»
Упражнение «Росток»
Упражнение «Пловцы»
Упражнение «Сборщики»
Упражнение «Кто сильнее кричит»
Релаксация
27

ой
компетентности
.

37.

38.

39.

движений. Снятие
психоэмоционального
напряжения. Развитие
и совершенствование
коммуникативных
навыков.
Развитие
Развитие
учебномежполушарного
познавательной взаимодействия, речи.
мотивации.
Формирование
Формирование
умения
познавательной ориентироваться на
активности.
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряженности.
Развитие зрительной
памяти в условиях
уменьшения времени,
умения использовать
мнемонические
приемы для
запоминания текста,
объема
кратковременной
слуховой памяти,
воображения и
фантазии.
Коррекция
и Мои эмоции. Чувства «
развитие
полезные и « вредные»
эмоциональноволевой сферы
и компонентов
личности.
Формирование
коммуникативн
ой
компетентности
.
Развитие
Развитие
учебномежполушарного
познавательной взаимодействия, речи.
мотивации.
Формирование
Формирование
умения
познавательной ориентироваться на
активности.
плоскости, работать
по схеме.

1. Игра «Данетки»
2. Игра «Что изменилось?»
3. Кинезиологическое упражнение
«Кулак, ребро, ладонь»
4. Составление узоров на
«Математическом планшете»
5. Упражнение «Раскрашивание по
системе координат»
6. Упражнение «Две минуты
отдыха»

1.Сказка « Необычный сон»
2.Коммуникативное упражнение «
Скала»
3.Игра « Эмоциональный градусник»
3.Коммуникативное
упражнение
«Костер».
4. Релаксация «Чудесная ночь»

1. Игра «Говори»
2. Игра «Рассмотри внимательно»
3. Кинезиологическое упражнение
«Кулак, ребро, ладонь» «Купим мы
бабушка…»
4. Составление узоров на
«Математическом планшете»
5. Упражнение «Раскрашивание по
28

40.

41.

Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряженности.
Развитие зрительной
памяти в условиях
уменьшения времени,
умения использовать
мнемонические
приемы для
запоминания текста,
объема
кратковременной
слуховой памяти,
воображения и
фантазии.
и Мои эмоции и чувства

Коррекция
развитие
эмоциональноволевой сферы
и компонентов
личности.
Формирование
коммуникативн
ой
компетентности
.
Развитие
учебнопознавательной
мотивации.
Формирование
познавательной
активности.

Развитие
межполушарного
взаимодействия, речи.
Формирование
умения
ориентироваться на
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряженности.
Развитие зрительной
памяти в условиях
уменьшения времени,
умения использовать
мнемонические
приемы для
запоминания текста,

системе координат»
6. Упражнение «Две минуты
отдыха»

1. Приветствие «Смешинка»
2. Растяжка «Струночка»
3. Упражнение «Крокодил»
4.Упражнение «Радость и грусть»
5. Упражнение «Зеркало»
6. Медитация на песке

1. «Шапка – невидимка»
2. «Дорисуй фигуры»
3. Кинезиологическое упражнение
«Кулак, ребро, ладонь»
4. Упражнение «Отгадай, что
нарисовано» (раскрашивание по
системе координат)
5. Упражнение «Две минуты
отдыха»

29

42.

43.

44.

объема
кратковременной
слуховой памяти,
воображения и
фантазии.
Коррекция
и Знакомство с эмоцией
развитие
гнева.
Способы
эмоциональноприемлемого
волевой сферы поведения детей в
и компонентов ситуациях гнева.
личности.
Формирование
коммуникативн
ой
компетентности
.
Развитие
Развитие
учебномежполушарного
познавательной взаимодействия, речи.
мотивации.
Формирование
Формирование
умения
познавательной ориентироваться на
активности.
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряженности.
Развитие зрительной
памяти в условиях
уменьшения времени,
умения использовать
мнемонические
приемы для
запоминания текста,
объема
кратковременной
слуховой памяти,
воображения и
фантазии.
Коррекция
и Знакомство с эмоцией
развитие
грусти.
Осознание
эмоциональносмысла печали и ее
волевой сферы ценности.
и компонентов
личности.
Формирование
коммуникативн
ой

1. Психодинамическая медитация
«Заколдованная фигура»
2 Игра «Поздоровайся гневно»
3. Игры: «Коврик злости», «Возьми
себя в руки»
4. Рисование на тему: «Сегодня я вот
такой».
5.Релаксация «Огонь и лед»

1. Упражнение «Загадки»
2. Игра «Пчелка»
3. Игра «Послушай, что за окном»
4. Кинезиологическое
упражнение
«Флажок-рыбка-лодочка»
5. Упражнение «Отгадай, что
нарисовано» (раскрашивание по
системе координат)
6. Упражнение «Две минуты
отдыха»

1. Сказка о чудо - острове.
2.Дыхательное упражнение «Игра с
муравьем»
3.Упражнение «Когда мне грустно»»
4.Упражнение «Слушай команду

30

45.

46.

47.

компетентности
.
Развитие
учебнопознавательной
мотивации.
Формирование
познавательной
активности.

Развитие
межполушарного
взаимодействия,
специализации
и
связей.
Развитие способности
к анализу и самоанализу.
Формирование
умения
ориентироваться на
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Развитие
пространственного
ориентирования.
Коррекция
и Знакомство с эмоцией
развитие
удивления. Развитие
эмоциональноумения
определять
волевой сферы эмоциональное
и компонентов состояние
других
личности.
людей.
Формирование
коммуникативн
ой
компетентности
.
Развитие
Развитие
учебномежполушарного
познавательной взаимодействия,
мотивации.
специализации
и
Формирование
связей.
познавательной Развитие способности
активности.
к анализу и самоанализу.
Формирование
умения
ориентироваться на
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Развитие
пространственного

1. Игра «Мостик»
2. Упражнение «Аналогии»
3. Игра «Сложи узор»
4. Кинезиологическое
упражнение
«Флажок-рыбка-лодочка»
5. Упражнение
«Отгадай,
что
нарисовано» (раскрашивание по
системе координат)
6. Упражнение «Две минуты отдыха»

1.Упражнение «Приветствие»
2. Релаксация «Волшебная поляна»
3.Упражнение
«Язык
прикосновений»
4. Рисование на тему «Сказочная
страна».
5.Упражнение
«Хорошее
настроение»

1. Игра «Рифмоплеты»
2. Игра «Запретный номер»
3. Кинезиологическое упражнение
«Флажок-рыбка-лодочка»
4. Упражнение «Отгадай, что
нарисовано» (раскрашивание по
системе координат)
5. Упражнение «Две минуты
отдыха»

31

48.

49.

50.

51.

Коррекция
и
развитие
эмоциональноволевой сферы
и компонентов
личности.
Формирование
коммуникативн
ой
компетентности
.
Развитие
учебнопознавательной
мотивации.
Формирование
познавательной
активности.

ориентирования.
Знакомство детей с
эмоцией
страха.
Способы преодоления
страха

Развитие
межполушарного
взаимодействия,
специализации
и
связей.
Развитие способности
к анализу и самоанализу.
Формирование
умения
ориентироваться на
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Развитие
пространственного
ориентирования.
и Введение
понятий
«добро» и « зло».

Коррекция
развитие
эмоциональноволевой сферы
и компонентов
личности.
Формирование
коммуникативн
ой
компетентности
.
Развитие
учебнопознавательной
мотивации.
Формирование
познавательной
активности.

Развитие
межполушарного
взаимодействия,
специализации
и
связей.
Развитие способности
к анализу и самоанализу.
Формирование

1.Релаксация
«Заколдованная
фигура»
2.Дыхательное упражнение «Звуки»
3. Упражнение «Тень»
4. Рисование на тему «Что меня
тревожит?»
5. Телесное упражнение «Вездеход»

1. Игра «Рифмоплеты»
2. Игра «Запретный номер»
3. Кинезиологическое
упражнение
«Флажок-рыбка-лодочка»
4. Упражнение
«Отгадай,
что
нарисовано» (раскрашивание по
системе координат)
5. Упражнение
«Две
минуты
отдыха»

1. Сказка о добре и зле.
2. Упражнение «Дракон кусает свой
хвост»
3. Упражнение « Раздумье»
4. Упражнение «Чаша доброты»
5. Упражнение «Я не знал»

1. Игра «Раздроби на действия»
2. Кинезиологическое упражнение
«Флажок-рыбка-лодочка»
3. Упражнение
«Отгадай,
что
нарисовано» (раскрашивание по
системе координат).
4. Упражнение «Две минуты
отдыха»
32

52.

53.

54.

умения
ориентироваться на
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Развитие
пространственного
ориентирования.
Коррекция
и Знакомство
с
развитие
методами
быстрого
эмоциональноснятия
сильного
волевой сферы эмоционального или
и компонентов физического
личности.
напряжения,
Формирование
регулирование
коммуникативн процесса дыхания.
ой
компетентности
.
Развитие
Развитие
учебномежполушарного
познавательной взаимодействия,
мотивации.
специализации
и
Формирование
связей.
познавательной Развитие способности
активности.
к анализу и самоанализу.
Формирование
умения
ориентироваться на
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Развитие
пространственного
ориентирования.
Коррекция
и Развитие
чувства
развитие
доброты, милосердия и
эмоциональнотолерантности
волевой сферы
и компонентов
личности.
Формирование
коммуникативн
ой
компетентности

1. Релаксация «Пляж»
2. Упражнение «Шалтай – Болтай».
3.
Дыхательное
упражнения:
«Шарик»,
«Пускаем
мыльные
пузыри»,
«Звуки»
4. Упражнение «Лисонька, где ты?»
5. Релаксация «Облако».

1. Игра «Составление слов»
2. Кинезиологическое упражнение
«Зайчик-коза-вилка»
3. Упражнение
«Отгадай,
что
нарисовано» (раскрашивание по
системе координат)
4. Игра «Муха»
5. Упражнение
«Две
минуты
отдыха»

1. Релаксация «Ковер - самолет»
2.Сказка «Цветок кактуса»
3.Игра «Ладошка добрых слов»
4.Упражнение «Пожелай добра себе
и всем»
5.Релаксация «Цветок доброты»

33

55.

.
Развитие
учебнопознавательной
мотивации.
Формирование
познавательной
активности.

56.

Развитие
учебнопознавательной
мотивации.
Формирование
познавательной
активности.

57.

Развитие
учебнопознавательной
мотивации.
Формирование
познавательной
активности.

Развитие
межполушарного
взаимодействия,
специализации
и
связей,
синхронизация работы
полушарий, развитие
речи.
Развитие
произвольности
внимания.
Формирование умения
ориентироваться на
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Развитие
пространственного
ориентирования.
Развитие
межполушарного
взаимодействия,
специализации
и
связей,
синхронизация работы
полушарий, развитие
речи.
Развитие
произвольности
внимания.
Формирование умения
ориентироваться на
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Развитие
пространственного
ориентирования.
Развитие
межполушарного
взаимодействия,
специализации
и
связей,
синхронизация работы
полушарий, развитие

1. Кинезиологическое упражнение
«Зайчик-коза-вилка»
2. Игра «Пожалуйста!»
3. Упражнение «Найди и раскрась»
4. Упражнение «Лабиринты»
5. Игра «Магазин»
6. Упражнение «Две минуты
отдыха»

1. Игра «Запрещенное движение»
2. Кинезиологическое упражнение
«Зайчик-коза-вилка»
3. Упражнение «Найди и раскрась»
4. Игра «Путаница»
5. Упражнение «Найди и раскрась»
6. Упражнение «Две минуты
отдыха»

1. Игра «Описание предметов»
2. Упражнение «Найди и раскрась»
3. Игра «Путаница»
4. Игра «Прятки»
5. Кинезиологическое упражнение
«Зайчик-коза-вилка»
6. Упражнение
«Две
минуты
34

58.

Развитие
учебнопознавательной
мотивации.
Формирование
познавательной
активности.

59.

Развитие
учебнопознавательной
мотивации.
Формирование
познавательной
активности.

речи.
Развитие
произвольности
внимания.
Формирование умения
ориентироваться на
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Развитие
пространственного
ориентирования.
Развитие
межполушарного
взаимодействия,
специализации
и
связей,
синхронизация работы
полушарий, развитие
речи.
Развитие
произвольности
внимания.
Формирование умения
ориентироваться на
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Развитие
пространственного
ориентирования.
Развитие
межполушарного
взаимодействия,
специализации
и
связей,
синхронизация работы
полушарий, развитие
речи.
Развитие
произвольности
внимания.
Формирование умения
ориентироваться на
плоскости, работать
по схеме.

отдыха»

1. Игра «Бином»
2. Кинезиологическое упражнение
«Зайчик-коза-вилка»
3. Упражнение «Найди и раскрась»
4. Игра «Данетки»
5. Упражнение «Две минуты
отдыха»

1. Игра «Запретное слово»
2. Игра «Запомни, кто где стоит»
3. Кинезиологическое упражнение
«Зайчик-колечко-цепочка»
4. Упражнение «Найди и раскрась»
5. Упражнение «Путаница»
6. Упражнение «Две минуты
отдыха»

35

60.

Развитие
учебнопознавательной
мотивации.
Формирование
познавательной
активности.

61.

Развитие
учебнопознавательной
мотивации.
Формирование
познавательной
активности.

62.

Развитие

Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Развитие
пространственного
ориентирования.
Развитие
межполушарного
взаимодействия,
специализации
и
связей,
синхронизация работы
полушарий, развитие
речи.
Развитие
произвольности
внимания.
Формирование умения
ориентироваться на
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Развитие
пространственного
ориентирования.
Развитие
межполушарного
взаимодействия,
специализации
и
связей,
синхронизация работы
полушарий, развитие
речи.
Развитие
произвольности
внимания.
Формирование умения
ориентироваться на
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Развитие
пространственного
ориентирования.
Развитие

1. Игра «Запретное слово»
2. Упражнение «Поиск общего и
отличительного»
3. Кинезиологическое упражнение
«Зайчик-колечко-цепочка»
4. Упражнение «Срисовывание по
клеточкам»
5. Упражнение «Две минуты
отдыха»

1. Игра «Говори!»
2. Игра «Ухо-нос»
3. Кинезиологическое упражнение
«Зайчик-колечко-цепочка»
4. Упражнение «Срисовывание по
клеточкам»
5. Упражнение «Две минуты
отдыха»

1. Игра «Почему это произошло?»
36

учебнопознавательной
мотивации.
Формирование
познавательной
активности.

63.

Развитие
учебнопознавательной
мотивации.
Формирование
познавательной
активности.

64.

Развитие
учебнопознавательной
мотивации.
Формирование
познавательной
активности.

межполушарного
взаимодействия,
специализации
и
связей,
синхронизация работы
полушарий, развитие
речи.
Развитие
произвольности
внимания.
Формирование умения
ориентироваться на
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Развитие
пространственного
ориентирования.
Развитие
межполушарного
взаимодействия,
специализации
и
связей,
синхронизация работы
полушарий, развитие
речи.
Развитие
произвольности
внимания.
Формирование умения
ориентироваться на
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Развитие
пространственного
ориентирования.
Развитие
межполушарного
взаимодействия,
специализации
и
связей,
синхронизация работы
полушарий, развитие
речи.
Развитие

2. Игра «Запретное слово»
3. Кинезиологическое упражнение
«Зайчик-колечко-цепочка»
4. Упражнение «Срисовывание по
клеточкам»
5. Упражнение «Две минуты
отдыха»

1. Игра Игра «Данетки»
2. Кинезиологическое упражнение
«Зайчик-колечко-цепочка»
3. Упражнение «Срисовывание по
клеточкам»
4. Отгадывание ребусов
5. Упражнение «Две минуты
отдыха»

1. Игра «Свойства предметов»
2. Игра «Разведчики»
3. Кинезиологическое
упражнение
«Дом-ёжик-замок»
4. Упражнение «Срисовывание по
клеточкам»
5. Упражнение
«Две
минуты
отдыха»
37

65.
66.

произвольности
внимания.
Формирование умения
ориентироваться на
плоскости, работать
по схеме.
Развитие усидчивости,
внимания, сенсомотор
ной координации и
мелкой моторики рук.
Развитие
пространственного
ориентирования.
Диагностика
Изучение актуального
уровня развития уровня развития
Диагностика
уровня развития

Комплекс психологических методик,
предложенный Мамайчук И.И., а
также комплекты Забрамной С.Д.,
Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.
Проективные
методики
«Карта
чувств»,
«Лесенка»,
«Рисунок
семьи», тест Тэммл-Дорки-Амен,
методика
Д.В.
Солдатова
«Мотивационные
предпочтения»,
тест мотивационная готовность к
школьному обучению Л.А. Венгера.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».