Пояснительная записка Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающейся 4 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ТНР и на основе методических рекомендаций и пособий по коррекционной работе с детьми с ТНР, а так же на основании рекомендаций психолого-медико–педагогической комиссии. Данная программа направлена на коррекцию недостатков психического развития обучающегося с ТНР, в частности на развитие пространственно-временных представлений и зрительно-моторной координации. Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года. Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи , у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Особые образовательные потребности обучающегося с ТНР, вариант 5.1 -получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося сТНР; -обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; - психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; -психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации. Специфические образовательные потребности: -адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития; -обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ТНР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); -комплексное сопровождение, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; -организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ТНР с учетом темпа учебной работы, -профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; -постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития; -обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; -постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; -постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; -специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; -постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; -использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; -развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения; -специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; -обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 4 класс Личностные результаты освоения предмета «Русский язык» -становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка; -понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; -развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; -понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.). -осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь; -осознание своей этнической и национальной принадлежности. -развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.; -осознания русского языка как основного средства общения народов России; -осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка; -развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности; -формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.); -развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку; -ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; -развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); -ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности. Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык» Регулятивные универсальные учебные действия -формирование умения самостоятельно организовывать своё рабочее место; -формирование умения понимать цель выполняемых действий; -формирование умения планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; -осмысленный выбор способа действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов); -выполнение учебных действий, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя; -осуществление само и взаимопроверки, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; -формирование умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти. -формирование умения оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; -умение ставить в коллективном диалоге конкретную учебную задачу; -формирование умения намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов; объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали; -умение осуществлять само и взаимопроверки работ, формирование умения корректировать выполнение задания; -умение оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения. Познавательные универсальные учебные действия осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения; находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов); владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.; свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений); владеть способом проверки «трудно проверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем). -умение осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); -формирование умения самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий; -формирование умения понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; -формирование умения использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; -формирование умения воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); -формирование умения осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию); -формирование умения использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач; -формирование умения находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; -формирование умения осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; -формирование умения строить несложные рассуждения, устанавливать причинноследственные связи, делать выводы, формулировать их. Коммуникативные универсальные учебные действия -формирование умения выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.); -умение слышать, точно реагировать на реплики; -формирование умения понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; -формирование умения участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль; -соблюдение в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова); -формирование умения озаглавливать текст; -формирование умения задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; -формирование умения использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить); -формирование умения контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; Предметные результаты освоения программы Развитие речи. -умение составлять план текста; -умение самостоятельно озаглавливать текст; -умение оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; -умение соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор). -определение последовательности частей текста; -умение составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам; умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; Синтаксис -умение различать предложение, словосочетание и слово; -умение определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; -умение составлять такие предложения; -умение находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); -умение устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме; -умение различать простые и сложные предложения; -умение выделять в предложении основу и словосочетания; -умение выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора. Лексика -умение находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; -умение наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение; -представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи; -умение пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач. -умение замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии); -подбор синонимов для устранения повторов в тексте; -выбор слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач. Состав слова (морфемика) -умение различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова; -умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс. -умение находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне; -умение различать изменяемые и неизменяемые слова; -сравнение, классификация слов по их составу; -умение соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; -разбор по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивание правильности проведения разбора по составу. Морфология -умение распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы); -умение распознавать имена существительные; -умение находить начальную форму имени существительного; -определение грамматических признаков (род, число, падеж); -умение изменять имена существительные по числам и падежам; -умение распознавать имена прилагательные; -определение зависимости имени прилагательного от формы имени существительного; -умение находить начальную форму имени прилагательного; -определение грамматических признаков (род, число, падеж); -умение изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление); -умение распознавать глаголы; -определение начальной (неопределённой) формы глаголов (первое представление), различие глаголов, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?; -определение грамматических признаков глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени). -умение производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике; -умение наблюдать над словообразованием частей речи; -подбор примеров слов и форм разных частей речи; -употребление их в тексте и устной речи, правильное употребление в речи части речи и их формы. Фонетика и графика -характеристика звуков русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного); -их различать звуки и буквы; -использование знаний алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками; - применять знания фонетического материала при использовании правил правописания; -самостоятельный разбор звукобуквенный слова по предложенному в учебнике алгоритму; -умение оценивать звукобуквенного анализа слова. Орфография и пунктуация -применение правила правописания (в объёме содержания курса): - непроизносимые согласные; - разделительный твёрдый знак (ъ); - непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах; - мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь); - раздельное написание предлогов и слитное написание приставок; - раздельное написание частицы не с глаголами; -умение обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса); -умение безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов); -умение писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов). -подбор примеров с определённой орфограммой; -умение обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса); -проверка собственного и предложенного текста, умение находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Содержание учебного предмета Повторение Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложение Основа предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения. Слово в языке и речи Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие. Имя существительное Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе. Имя прилагательное Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Личные местоимения Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. Глагол Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени. Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы Обучающийся научится: –осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения; –практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.); –выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения; –использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; –оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; –владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение); –работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам; –пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником; –письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме; –сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения; –составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.); –письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление); –проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные; Обучающийся получит возможность научиться: –подробно и выборочно письменно передавать содержание текста; –различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового); –создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы; –анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов); Календарно – тематическое планирование по предмету «Русский язык» № п/п 1-2 Тема Диагностика по предмету. 3-4 Коррекция и развитие орфографической зоркости. Произносительные нормы и правила письма (безударные гласные) 5-6 Коррекция, развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза). Произносительные нормы и правила письма ( безударные гласные) 7-8 Развитие устной речи через умение составлять предложения Развитие зрительной памяти. Произносительные нормы и правила письма ( разделительный ь и ъ знаки) 9-10 Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать. Произносительные нормы и правила письма ( парные по глухости и звонкости согласные) 11-12 Коррекция и развитие орфографической зоркости. Произносительные нормы и правила письма ( парные по глухости и звонкости согласные) 13-14 Коррекция и развитие орфографической зоркости. Произносительные нормы и правила письма ( непроизносимые согласные) 15-16 Коррекция и развитие орфографической зоркости. Произносительные нормы и правила письма ( непроизносимые согласные) 17-18 Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение правильного построения предложения. Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях 19-21 Падежи имен существительных. Склонение по падежам. 22-23 Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку словосочетаний с предлогами. Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах 24-26 Развитие фонематического слуха, внимания, памяти посредством письма текста с пропущенными орфограммами. Определение падежей имен существительных. 27-29 Коррекция и развитие орфографической зоркости. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях имен прилагательных. 30-32 Коррекция и развитие орфографической зоркости. Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени 33-34 Коррекция и развитие внимания, слухового восприятия, мышления. Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени 35-37 Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза). Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов 2 – го лица н. , б. времени. 38-40 Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку. Коррекция и развитие орфографической зоркости. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. 41-44 Развитие слуховой памяти, внимания и речи. Глаголы – исключения. Личные окончания глаголов 1, 2 спряжения. 45-48 Развитие умения дифференцировать слова и предметы. Коррекция зрительного и слухового восприятия. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа 49-51 Коррекция и развитие мыслительной деятельности, внимания, памяти. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. 52-54 Развитие слуховой памяти, внимания и речи. Раздельное написание предлогов с местоимениями. 55-57 Развитие слуховой памяти. Коррекция, развитие мыслительной деятельности. Работа с деформированным текстом. Разбор по членам предложения и частям речи. 58-60 Коррекция, развитие мыслительной деятельности. Морфологический разбор частей речи. Подготовка к ВПР. 61-63 Развитие слуховой памяти, внимания и речи. Коррекция и развитие орфографической зоркости. Письмо диктанта с предварительной подготовкой. 64-66 Развитие слуховой памяти. Коррекция, развитие мыслительной деятельности. Морфологический разбор частей речи. Подготовка к ВПР, 67-69 Развитие и коррекция слухового и зрительного восприятий, памяти, внимания. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа 70-72 Развитие зрительной памяти, слухового восприятия и внимания, творческих способностей. Письмо изложения с составлением плана. 73-75 Развитие устной речи через умение составлять предложения. Разбор предложений по членам предложения и частям речи. Подготовка к ВПР. 76-78 Развитие логического мышления, зрительно- слуховой памяти. Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени. Развитие орфографической зоркости. Письмо под диктовку с комментированием. 79-81 Развитие слуховой памяти, внимания и речи. Коррекция творческого развития. Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться). 83-85 Коррекция и развитие мыслительной деятельности. Определение падежей склоняемых частей речи. 86-88 Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза). Развитие слуховой памяти, внимания и речи. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение) 89-91 Расширение, уточнение, активизация словарного запаса Развитие фонематического слуха, орфографической зоркости. Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных 92-94 Повторение пройденного. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. 95-97 Повторение пройденного. Правописание падежных окончаний имен существительных. 98-100 Изложение. Анализ изложения. 101-102 Контрольный диктант с грамматическими заданиями. Анализ контрольной работы. Учебно - методические пособия Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина Русский язык 4 класс Л.И. Тикунова Сборник диктантови творческих работ 1992 г. А.Н. Матвеева Русский язык. Контрольные работы в начальной школе.