коррекционно - развивающие занятия с психологом ТНР

Пояснительная записка
Планируемые результаты усвоения курса:
Универсальные компетенции ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирующиеся в
процессе реализации программы коррекционной работы:
−
умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния
индивидуального благополучия (соматического, психологического и социального) с учетом возможностей
своего злоровья;
−
умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;
−
умение воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по
здоровьесберегающей тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации
программы коррекционной работы:
−
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и
укрепления личного и общественного здоровья;
−
проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных
ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
−
проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения
значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.
Метапредметные результаты ребенка, с ограниченными возможностями здоровья в результате
реализации программы коррекционной работы, является формирование регулятивных, познавательных и
коммуникативных, личностных универсальных учебных действий).
Регулятивные УУД
1. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
2. Принимать и сохранять учебную задачу.
3. Определять цель выполнения заданий на занятиях, в жизненных ситуациях под руководством
психолога.
4. Планировать совместно с психологом свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации.
5. Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
6. Осваивать правила планирования, контроля способа решения.
7. Осваивать способы итогового, пошагового контроля по результату.
8. Овладевать способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения
и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в заданиях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения
данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы психолога.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему, устанавливать
последовательность основных событий в тексте.
6. Выделять и формулировать познавательную цель с помощью психолога.
7. Использовать знаково-символические действия.
8.Формулировать проблемы с помощью психолога.
Коммуникативные УУД
1. Отвечать на вопросы психолога, товарищей по классу, уметь слушать, принимать чужую точку
зрения, отстаивать свою
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Уметь
договариваться.
3. Слушать и понимать речь других.
4.Обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила
5.Уметь задавать учебные вопросы.
6. Иметь первоначальные навыки работы в группе:
распределить роли, распределить обязанности, уметь выполнить работу;
осуществлять контроль;
7.Понимать смысл простого текста; знать и применить первоначальные способы поиска информации
(спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре).
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа»,
«семья».
2. Уважать свою семью, и своих родственников, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика (формирование интереса (мотивации) к учению).
4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения
общечеловеческих норм.
Содержание курса
Количество часов в учебном году – 34 . Методика предусматривает проведение занятий в индивидуальной
форме. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю 30-35 минут в 1-4 классе.
Данная программа заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному
развитию познавательной сферы ребёнка, начиная с 1 класса и заканчивая 4 классом.
Отличительной особенностью программы является развитие познавательных способностей через задания не
учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра
помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние
на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных
заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Реализация программы рассчитана не на один год, а на четыре, т.е. познавательные процессы ребёнка
развиваются на всём протяжении обучения его в начальной школе.
Все задания условно можно разбить на несколько направлений:
- задания на развитие внимания;- задания на развитие памяти;
- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной
координации, умения
копировать образец;
- задания на развитие мышления;
- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой
единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и
память, и мышление.
Основные принципы, на которых построена программа:
* Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли
обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить
школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и
объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей.
Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу
для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У
школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и
переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
* Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с
учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:
- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;
- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип
заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
- увеличение объёма материала от класса к классу.
* Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и
речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного
материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
* Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи,
соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных
действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной
деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается
поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого
занятия в специальной таблице.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и
последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Форма организации занятий.
Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.
Задача вводной части – направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию
мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона,
без которого эффективное усвоение знаний невозможно.
«Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на
достаточно
лёгкие
вопросы,
которые
способны
вызвать
интерес,
и
рассчитаны
на
сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы. Например, «Какая ветка
не растёт на дереве?», «В какое время суток ты ужинаешь?», «Что общего у всадника и у петуха?» и т.п.).
Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов проводится по УМК
«Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения». Продолжительность основной части – 30-35 минут.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании учащихся. В конце
каждого занятия предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить
прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник
зелёным цветом. Если сомневается в правильности решения – красным. При оценивании занятия учителем:
задание выполнено верно – прямоугольник также закрашивается зелёным, если допущена ошибка – красным.
Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. Так
формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности.
Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Ребёнок
самостоятельно ищет в своей работе ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. В конце пособия
даны ответы к заданиям. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном,
ученик учится оценивать свою деятельность. Продолжительность заключительной части – 5-10 минут.

Календарно - тематическое планирование.
№

Тема занятий

Всего часов

Виды занятий

№

Дата проведения занятия

Дата

(планируемая)

занятия

проведения

(фактическая)
1.

Вводное занятие. Начальная диагностика и
тестирование.

2.

Упражнения
на
развитие
классифицировать предметы и слова.

умения

0,5

практическое

3.

Упражнения на развитие умения обобщать,
анализировать, сопоставлять понятия.

0,5

практическое

4.

Упражнения на развитие умения
операциями анализа и синтеза.

владеть

0,5

практическое

5.

Упражнения на развитие зрительно-моторной
координации.

0,5

практическое

6.

Упражнения на развитие понятийного мышления
(умение обобщать).

0,5

практическое

7.

Упражнения на развитие способности
классификации, абстрагированию.

к

0,5

практическое

8.

Упражнения на развитие понятийного мышления
(умение обобщать).

0,5

практическое

9.

Упражнения на развитие зрительно-моторной
координации.

0,5

практическое

10.

Упражнения на развитие умения устанавливать
связи между понятиями.

0,5

практическое

11.

Упражнения на развитие понятийного мышления
(умение обобщать).

0,5

практическое

12.

Упражнения на развитие умения устанавливать
связи между понятиями.

0,5

практическое

1

самостоятельное

13.

Упражнения на развитие умения устанавливать
связи между понятиями.

0,5

практическое

14.

Упражнения на развитие способности
классификации, абстрагированию.

к

0,5

практическое

15.

Упражнения на развитие понятийного мышления
(умение обобщать).

0,5

практическое

16.

Упражнения на развитие зрительно-моторной
координации.

0,5

практическое

17.

Упражнения на развитие понятийного мышления
(умение обобщать).

0,5

практическое

18.

Упражнения на развитие умения обобщать,
анализировать, сопоставлять понятия.

0,5

практическое

19.

Упражнения на развитие способности
классификации, абстрагированию.

к

0,5

практическое

20.

Упражнения на развитие понятийного мышления
(умение обобщать).

0,5

практическое

21.

Упражнения на развитие умения устанавливать
связи между понятиями.

0,5

практическое

22.

Упражнения
на
развитие
классифицировать предметы и слова.

умения

0,5

практическое

23.

Упражнения
на
развитие
внимания,
наблюдательности, навыков устного счёта.

0,5

практическое

24.

Упражнения на развитие внимания.

0,5

практическое

25.

Упражнения на развитие умения устанавливать
связи между понятиями.

0,5

практическое

26.

Упражнения на развитие умения
операциями анализа и синтеза.

0,5

практическое

владеть

27.

Упражнения на развитие зрительно-моторной
координации.

0,5

практическое

28.

Упражнения
на
развитие
ассоциативной памяти.

внимания,

0,5

практическое

29.

Упражнения на развитие умения устанавливать
связи между понятиями.

0,5

практическое

30.

Упражнения на развитие умения устанавливать
связи между понятиями.

0,5

практическое

31.

Упражнения на развитие умения
операциями анализа и синтеза.

0,5

практическое

32.

владеть

Промежуточная диагностика и тестирование.

33.

Работа над ошибками.

34.

Упражнения
на
развитие
классифицировать предметы и слова.

1

самостоятельное

0,5

практическое

умения

0,5

практическое

35.

Упражнения на развитие умения обобщать,
анализировать, сопоставлять понятия.

0,5

практическое

36.

Упражнения на развитие умения
операциями анализа и синтеза.

владеть

0,5

практическое

37.

Упражнения на развитие зрительно-моторной
координации.

0,5

практическое

38.

Упражнения на развитие понятийного мышления
(умение обобщать).

0,5

практическое

39.

Упражнения на развитие способности
классификации, абстрагированию.

к

0,5

практическое

40.

Упражнения на развитие понятийного мышления
(умение обобщать).

0,5

практическое

41.

Упражнения на развитие зрительно-моторной
координации.

0,5

практическое

42.

Упражнения на развитие умения устанавливать
связи между понятиями.

0,5

практическое

43.

Упражнения на развитие понятийного мышления
(умение обобщать).

0,5

практическое

44.

Упражнения на развитие умения устанавливать
связи между понятиями.

0,5

практическое

45.

Упражнения на развитие умения устанавливать
связи между понятиями.

0,5

практическое

46.

Упражнения на развитие способности
классификации, абстрагированию.

к

0,5

практическое

47.

Упражнения на развитие понятийного мышления
(умение обобщать).

0,5

практическое

48.

Упражнения на развитие зрительно-моторной
координации.

0,5

практическое

49.

Упражнения на развитие понятийного мышления
(умение обобщать).

0,5

практическое

50.

Упражнения на развитие умения обобщать,
анализировать, сопоставлять понятия.

0,5

практическое

51.

Упражнения на развитие способности
классификации, абстрагированию.

к

0,5

практическое

52.

Упражнения на развитие понятийного мышления
(умение обобщать).

0,5

практическое

53.

Упражнения на развитие умения устанавливать
связи между понятиями.

0,5

практическое

54.

Упражнения
на
развитие
классифицировать предметы и слова.

0,5

практическое

умения

55.

Упражнения
на
развитие
внимания,
наблюдательности, навыков устного счёта.

0,5

практическое

56.

Упражнения на развитие внимания.

0,5

практическое

57.

Упражнения на развитие умения устанавливать
связи между понятиями.

0,5

практическое

58.

Упражнения на развитие умения
операциями анализа и синтеза.

владеть

0,5

практическое

59.

Упражнения на развитие зрительно-моторной
координации.

0,5

практическое

60.

1Упражнения

внимания,

0,5

практическое

61.

Упражнения на развитие умения устанавливать
связи между понятиями.

0,5

практическое

62.

Упражнения на развитие умения устанавливать
связи между понятиями.

0,5

практическое

63.

Упражнения на развитие умения
операциями анализа и синтеза.

0,5

практическое

64.

Итоговая диагностика и тестирование.

0,5

самостоятельное

65.

Работа над ошибками.

0,5

практическое

66.

Подведение итогов. Рефлексия.

0,5

практическое

Всего часов

34

на
развитие
ассоциативной памяти.

владеть


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».