Рабочая программа с ОВЗ ЗПР Комаровских В Д

Адаптированная образовательная программа
начального общего образования
для обучающегося с ОВЗ
ЗПР (вар. 7.1.)
Лесникова Романа, Логиновой Киры обучающихся 1 Б класса
2023/2024 уч.год
Автор-составитель программы:
Комаровских В.Д., учитель
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий « Педагогическая коррекция» для
обучающихся с ОВЗ1-4 классов» разработана в соответствии с
• Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г.
No373);
• СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. No189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта
2011 г., регистрационный номер 19993).
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
учащихся с ОВЗ и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.1).
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования для детей с ОВЗ является обеспечение
условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени
нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт
образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом. Упущения при получении
начального общего образования проявляются несформированностью общеучебных умений и навыков,
стойкими неуспехами учебе, негативным отношением к школе, что бывает трудно или почти
невозможно скорректировать и компенсировать. А от того, как сложится для ребенка школьная жизнь,
зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество. Всё это еще в большей мере касается
детей с пониженными способностями к обучению вследствие интеллектуальных отклонений в
развитии. Направленность современного образования выдвигает требования более полной реализации
идеи дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе,
состояние здоровья, степень тяжести нарушения психического здоровья детей, компенсаторные

возможности их организма, индивидуальных особенности.
Актуальность данной программы очень высока. Среди учащихся начальной школы постоянно
увеличивается количество детей, обучающихся по АООП НОО VII вида. Дети с ЗПР относятся к одной
из категории детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)– это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий
обучения и воспитания. Это приводит к выпадению ребёнка из социально и культурно обусловленного
образовательного пространства. Нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником
развития, поскольку взрослый носитель культуры не может или не знает, каким образом передать
социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально
организованных условий обучения.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении
учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими
расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации
деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.
Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики,
зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально
развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до
обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективноповеденческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных
обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении
начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет
необходимость

многообразия

специальной

поддержки

в

получении

образования

и

самих

образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и
направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных
тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к
освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР
должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и
структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации
варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации
обучения по АООП НОО (вариант 7.1) могут быть представлены следующим образом:
Адаптированная программа (вариант 7.1.) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту
поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются
трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного
поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории
обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной
системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением
умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени

выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации,
фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм
адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий,
поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику
построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду
с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп
обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с
ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
-получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного
нарушения развития;
-получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или
специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через
содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
-психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и
соучениками;
-психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации;
-постепенное

расширение

образовательного

пространства,

выходящего

за

пределы

образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1), характерны следующие
специфические образовательные потребности:
- адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом
необходимости коррекции психофизического развития;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с
учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических
процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего
тонуса и др.);
-комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного
на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной
помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной
саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с
ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи

взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему
развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
-учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального
темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с
ЗПР;
-профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
-постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности
социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
-обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности
обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными
заданиями самостоятельно;
-постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
-постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и
совершенствовании освоенных умений;
-специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
-постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
-использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
-развитие и

отработка средств

коммуникации, приемов конструктивного общения и

взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально
одобряемого поведения;
-специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей,
формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
-обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с
родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных
и общекультурных ценностей).
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.
1. Принцип системностикоррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений
развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и
трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на
зону ближайшего развития) задач.
2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:
Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического
обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать
заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную
работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с

психологом). Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля
динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и
переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционноразвивающую работу.
3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через
активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для
позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
4. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в
пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать
оптимальные возможности для индивидуализации развития.
5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых
возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающихся, раскрытию
возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.
Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес
к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким
образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно –
механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
7. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и
упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Коррекционно – развивающие занятия проводятся с обучающимися в соответствии с
рекомендациями ПМПК во внеурочное время. Коррекционная работа осуществляется в рамках
целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Планируется не только достижение отдельного
результата (например, выучить таблицу умножения), но и создание условий для развития ребенка. Темы
коррекционно-развивающих занятий соответствуют тематике уроков математики, русского языка,
литературного чтения (обучения грамоте), что позволяет своевременной коррекции, уточнению и
развитию формируемых на уроке знаний, умений и
навыков.
При организации коррекционно - развивающих занятий следует исходить из возможностей ребенка:
задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах
коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне
определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально
возрастающим возможностям ребенка.
Последовательность действий при организации коррекционно – образовательного
пространства (реализация АООП НОО для обучающихся с ЗПР)
1.Диагностика.
2. Анализ возникающих проблем.

3. Консультации специалистов.
4. Определение цели и задач помощи детям.
5. Составление плана по организации помощи с учётом индивидуальных особенностей.
6.Постепенность освоения учебного материала.
7. Переход к новому этапу обучения после полного освоения предыдущего
8. Регулярное повторение пройденного.
9. Оценка результатов работы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
1 класс
Личностные
У учащихся будет сформировано:
· положительное отношение к урокам литературного чтения.
Учащиеся приобретут опыт:
· внимательного отношения к нравственному содержанию поступков;
· внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей;
У учащихся может быть сформировано:
· внимание к красоте окружающего мира.
Метапредметные
Учащиеся научатся:
· ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
· находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике (под руководством
учителя);
· участвовать в диалоге;
· сравнивать героев разных произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;
· знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;
· внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;
· сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
Предметные
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
· воспринимать на слух художественное произведение;
· сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;
· объяснять смысл названия произведения;
· читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Учащиеся получат возможность научиться:
· высказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
· выразительно читать и учить наизусть стихотворения.
Учащиеся получат возможность научиться:
· сочинять рассказы по рисункам;
· сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся получат возможность научиться:
· выделять рифмы в тексте стихотворения;
· чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм);
· различать сказки, стихотворения, рассказы.

Тематическое планирование по обучению грамоте (литературному чтению)
№

Тема занятия

Содержание

1

Устная и письменная речь.

2

Предложение. Знаки
препинания. Предмет и
слово. Слоги.

3

Звуки речи (гласные и
согласные, твёрдые и
мягкие согласные).
Ударение (ударный слог).
Звуки и буквы.

4

Изучение букв русского
алфавита.

5

Парные звонкие и глухие
согласные.

6

Буквы е, ё – показатели
мягкости предшествующих
согласных звуков. Буква
«ь». Мягкий – знак
показатель мягкости.
Разделительный «ь», «ъ».

Понимать значение речи. Владеть правилами
хорошей речи. Создавать небольшой рассказ на
заданную тему.
Оформлять графически предложение. Правило
оформления границ предложения при письме.
Разведение понятий «предмет» и «слово». Делить
слова на слоги. Определять количество слогов в
слове на слух.
Понятие о звуках речи. Различие звука и буквы.
Уметь определять звуки в словах. Введение
понятий «согласные звуки», «гласные звуки».
Сравнение звуков по твёрдости и мягкости.
Уметь определять место ударения в слове. Уметь
определять количество звуков в словах.
Знать названия букв алфавита. Уметь определять
звуки в словах. Работа с алфавитной лентой.
Характеристика гласных, согласных звуков, их
отличие. Составление схем слов и предложений с
изученными буквами.
Сильная и слабая позиция парных согласных
звуков. Проводить звуковой анализ слов.
Находить и называть парные согласные.
Сравнение в словах звуков по твёрдости и
мягкости, звонкости и глухости.
Уметь определять количество звуков в словах и
их последовательность. Звукобуквенный анализ
слов.

7.

8.

Чтение слогов,
предложений и текстов.

Итого:

Роль разделительного «ь». Нахождение слов с
«ь». Уметь определять количество звуков и букв
в словах «ь». Познакомить с особенностями,
твёрдого знака, сравнение его с мягким знаком.
Определение твёрдого знака в словах и его роли.
Учить сознательно, плавно, правильно читать
целыми словами; выдерживать паузы с опорой на
знаки препинания. Выразительно читать и учить
наизусть стихотворения. Учить выдерживать
паузу при чтении. Развитие смыслового чтения.
Умение отвечать на вопросы по содержанию.
Сформировать умение чтения текстов по ролям,
пересказывать сюжет текста.

Количество
часов
2ч.
3ч.

3ч.

8ч.

4ч.

3ч.

2ч.

8ч.

33ч.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
1 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихсябудут сформированы:
положительное отношение к урокам русского языка;
адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
У учащихся могут быть сформированы:
познавательной мотивации, интереса к выполнению новых заданий;
понимания связи русского языка с окружающей действительностью;
умения признавать свои ошибки.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
отслеживать цель учебной деятельности (с опорой на маршрутные листы) и внеучебной (с опорой на
развороты проектной деятельности);
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; проверять
результаты вычислений;
адекватно воспринимать указанияна ошибки и исправлять найденные ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:
оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности;
планировать шаги по устранению пробелов (знание состава чисел).
Познавательные
Учащиеся научатся:
анализировать звуковой состав слова, дифференцируя звуки и определяя их последовательность;
различать парные согласные по твёрдости-мягкости, звонкости - глухости;
обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, я, ю, и, ь; распределять слова по
алфавиту;
делить слова без стечения согласных на слоги и для переноса;
определять место ударения в слове и ударный слог; различать основные средства языка — слово,
предложение, текст;
вычленять из текста предложения, из предложения — слова;
передавать различную интонацию предложения в устной речи и обозначать её на письме с помощью
знаков препинания;
записывать слова, предложения, небольшие тексты в 15—20 слов с образца (печатного, рукописного) и
под диктовку без искажений, пропусков, замены букв, а также в соответствии с изученными
каллиграфическими правилами письма;
контролировать правильность выполнения письменной работы, сравнивая её с образцом;
корректировать свою работу;
пользоваться в общении простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении
с просьбой и т.д.; писать буквы в связке безотрывно (1—2) слова.
Учащиеся получат возможность научиться:
распределять слова по алфавиту, ориентируясь на вторую букву в слове;
находить родственные слова среди предложенных и обозначать их общую часть;
переносить слова с удвоенными буквами согласных звуков;
находить в двусложных словах безударный гласный звук, требующий проверки;
самостоятельно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия предметов, признаки
предметов;
составлять и записывать ответ на вопрос (с опорой на лексику вопроса), а также небольшой текст из 2—3
предложений на определённую тему (с опорой на ключевые слова);
пользоваться словарями в учебнике для поиска нужной информации.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность
действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об
ошибках;

задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
организовывать взаимопроверку выполненной работы;
высказывать своё мнение при обсуждении задания.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
отличать гласные и согласные звуки русского языка; их отличительные признаки;
все буквы русского алфавита (названия, печатное и письменное начертание);
способам обозначения мягких согласных на письме (с помощью букв е, ё, я, ю,и, ъ);
правописанию буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу,чк, чн;
употреблять большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных и отдельных
географических названиях (стран, рек, населённых пунктов);
переносить слова;
оформлять предложения на письме (употребление большой буквы в начале предложения и знаков
препинания в конце, наличие пробелов между словами);
писать словарные слова (берёза, ветер, воробей, ворона, девочка, заяц, медведь, мороз, Москва, ребята, Россия, русский, собака, сорока, тетрадь, ученик, фамилия, хороший, язык);
основным гигиеническим требованиям при письме (посадка за столом, положение тетради, ручки).
Учащиеся получат возможность научиться:
проверять безударные гласные;
оформлять текст на письме;
узнать более широкий перечень (по сравнению с представленным в учебнике) географических названий и
писать их с большой буквы.
Тематическое планирование по русскому языку (письмо).
№

Тема занятия

1

Упражнения в написании
элементов букв.

2

Письмо строчных гласных
букв. Письмо заглавных
гласных букв.

3

Письмо согласных строчных
букв. Письмо заглавных
согласных букв.
Слово. Слог. Перенос слов.

4.

5.

Гласные звуки. Ударение.
Ударные и безударные
гласные.

6.

Согласные звуки. Парные
твёрдые и мягкие согласные
звуки, звонкие и глухие
согласные звуки. Непарные

Содержание
Уметь правильно писать элементы
изученных букв. Умение соединять
элементы букв между собой.
Знать признаки гласных звуков. Соотносить
и писать печатную и письменную буквы.
Учиться писать буквы по определённому
алгоритму.
Знать признаки согласных звуков. Знать
формы изученных букв, уметь писать буквы
по определённому алгоритму.
Деление слов на слоги. Определение
количества слогов в слове. Дополнение
слогов до слова. Знать правила переноса
слов. Делить слова на слоги и для переноса.
Умение переносить слова с одной строчки
на другую.
Гласные звуки и буквы, их обозначающие.
Уметь различать гласные звуки. Уметь
определять в словах ударение. Определение
ударного и безударного слога в словах.
Находить в словах безударный гласный
звук, требующий проверки.
Уметь различать согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных звуков на
письме с помощью букв и, е, ё, я, ю.
Различать твёрдые и мягкие ( парные и
непарные) согласные звуки, различать

Количество
часов
2ч.
3ч.

3ч.
3ч.

3ч.

3ч.

7.

8.

9

10

11

12

13

14

звонкие и глухие согласные
звуки.
Предложение. Предложение и
текст. Знаки препинания.

звонкие и глухие (парные) согласные звуки
и непарные согласные звуки.
Связь слов в предложении. Оформления
предложения: большая буква в начале
предложения, знаки препинания в конце
предложения ( точка, вопросительный и
восклицательный знаки). Правильно
оформлять предложение на письме. Знать
что такое текст. Связь предложений в
тексте.
Сочетания жи –ши, ча-ща, чу- Знать правила правописания данных
щу,чк-чн.
буквосочетаний. Правописание
буквосочетаний. Уметь писать слова с этими
сочетаниями.
Большая буква в фамилиях,
Знать правила правописания имён
именах, отчествах, кличках
собственных. Уметь использовать большую
животных, в названии стран,
букву в написании имён собственных.
городов, деревень.
Слова, отвечающие на
Уметь разграничивать слова, обозначающие
вопросы кто? что?
одушевлённые и неодушевлённые
предметы. Уметь правильно задавать
вопросы к словам, обозначающим предмет.
Слова, отвечающие на
Уметь разграничивать слова, которые
вопросы какой? какая? какое? указывают на признак предмета. Учиться
какие?
ставить вопросы к словам, обозначающим
признак предмета. Познакомиться со
словами близкими и противоположными по
значению.
Слова, отвечающие на
Уметь разграничивать слова, которые
вопросы Что делал? Что
указывают на действие предмета. Учиться
делает?
ставить вопросы к словам, обозначающим
действие предмета. Знать, что слова могут
называть, указывать, помогать, другим
словам связываться друг с другом.
Предлог. Родственные слова. Умение употреблять предлог в
предложениях для связи слов. Познакомить
со словами близкими по значению
(родственными). Уметь списывать, находить
однокоренные слова, находить опасные
места.
Повторение.
Обобщение и систематизация знаний за весь
курс. Знать известные орфографические
правила и уметь использовать их на письме.
Итого:

2ч.

2ч.

2ч.

2ч.

2ч.

2ч.

2ч.

2ч.
33ч.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»
1 класс
Личностные
У учащихся будут сформированы:
-положительное отношение к урокам математики;
могут быть сформированы:
-умение признавать собственные ошибки.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:

-отслеживать цель учебной деятельности (с опорой на маршрутные листы) и внеучебной (с опорой на
развороты проектной деятельности);
-учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
-проверять результаты вычислений;
-адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:
-оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности;
-планировать шаги по устранению пробелов (знание состава чисел).
Познавательные
Учащиеся научатся:
-анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется
найти);
-сопоставлять схемы и условия текстовых задач;
-устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд,
заполнять пустые клетки в таблице);
-осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия
текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
-сравнивать и классифицировать изображенные предметы и геометрические фигуры по заданным
критериям;
-понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы
недостающими данными.
Учащиеся получат возможность научиться:
-видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений;
-конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной
геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
-сопоставлять информацию, представленную в разных видах;
-выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность
действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу
об ошибках;
-задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
-организовывать взаимопроверку выполненной работы;
-высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Предметные
Учащиеся научатся:
-читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100;
-представлять двузначное число в виде суммы десятков и единиц;
-выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без
перехода через десяток (сложение и вычитание однозначных чисел, сложение и вычитание десятков,
сложение двузначного числа с однозначным, вычитание однозначного числа из двузначного);
-выполнять сложение и вычитание с числом 0;
-правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность);
-решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение суммы, остатка,
увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого);
-распознавать изученные геометрические фигуры (отрезок, ломаная; многоугольник, треугольник,
квадрат, прямоугольник) и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в кле тку
-измерять длину заданного отрезка (в сантиметрах); чертить с помощью линейки отрезок заданной
длины;
-находить длину ломаной и периметр многоугольника.
Учащиеся получат возможность научиться:
-вычислять значение числового выражения в 2-3 действия рациональными способами (с помощью
группировки слагаемых или вычитаемых, дополнения чисел до ближайшего круглого числа);

-сравнивать значения числовых выражений.
-решать задачи в 2 действия по сформулированным вопросам.
№

Темы занятий

Содержание

1

Сравниваем предметы.

2

Считаем предметы.

3

Сравниваем числа.

4

Рисуем, измеряем.

5

Учимся складывать и
вычитать.

6

Десятки. Как устроены
числа.

7

Вычисляем в пределах 20.

8

Геометрические понятия.

9

Простая арифметика.

10

Повторение.

Сравниваем фигуры. Сравниваем форму и
цвет. Больше, меньше. Выше, ниже. Длиннее,
короче. Шире, уже.
Числа от 1 до 9. Порядок при счёте. Порядок
следования: спереди - сзади
Равенство и неравенство. Понятие: знак =
(равно), < (меньше), >
(больше) Увеличиваем на 1. Уменьшаем на 1.
Больше на…Меньше на…
Проводим линии. Отрезок и ломанная.
Многоугольники. Рисуем на клетчатой бумаге.
Измеряем длину. Измеряем отрезки.
Секрет «сложения». Складываем …и
вычитаем. Больше или меньше? На сколько?
Понятие: знак – (минус), + (плюс). Чётные и
нечётные числа. Состав чисел первого десятка.
Что такое десяток? Считаем десятками.
Знакомство с числами от 11 до 20. Следующее
и предыдущее число. Сколько десятков?
Сколько единиц?
Плюс 10. Минус 10. Понятие двузначное
число. Составляем суммы. Десятичный состав
двузначных чисел. Сложение и вычитание с
числом 0. Сравниваем двузначные числа.
Длина ломаной. Площадь. Периметр. Знать
понятия «периметр», «площадь». Уметь
находить площадь и периметр.
Что такое задача? Понятие: условие задачи,
вопрос, ответ задачи. Как записать задачу
короче? Решаем задачи по действиям.
Закрепление пройденного материала.
Диагностика. Контрольная работа.

Итого:

Количество
часов
2ч
2ч
2ч

2ч.
5ч

6ч

6ч

2ч
4ч.
2ч.
33ч.

Тематическое планирование по математике.
Оценивание результатов обучения в первом классе проходит в форме оценочного листа.
Оценивание работы:
Высокий уровень 90-100%
Повышенный уровень - 66-89%
Базовый уровень 50 – 65%
Низкий уровень менее 50%
Реализация данной программы – 1 год.

Критерии оценивания
для детей с ОВЗ(ЗПРвариант 7.1)
Критерии оценивания письменных работ учащихся по русскому языку
Ошибкой в диктанте следует считать:
-нарушение правил орфографии или написании слов;
-пропуск и искажение букв в словах; замену слов
-отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
-неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (програм.).
За ошибку в диктанте не считаются:
-ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе,
ни в предшествующих классах не изучались;
-единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово
следующего предложения написано с заглавной буквы;
-единичный смысл замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
-два исправления; две пунктуационные ошибки;
-повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
-повторение одной и той же буквы в слове; недописанное слово;
-перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая
опущена; дважды записанное одно и то же слово в предложении;
2 негрубые ошибки = 1 ошибке.
Однотипные ошибки:
Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная
считается за отдельную ошибку. При 3 поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценивание письменных контрольных работ обучающихся с ЗПР начальной школы
ОТМЕТКА

4

Допущены 1 негрубая ошибка или 1-2 дисграфических ошибок, работа
написано аккуратно
Допущены 1-2 орфографические ошибки, 1-3 пунктуационных и 1-3
дисграфических
ошибок, работа написана аккуратно, но допущены
1-2 исправления

3

Допущены 3-7 орфографических ошибок, 3-4 пунктуационных, 4-5
дисграфических. Допущены 1-2 исправления

2

Допущено
ошибок.

5

более 8 орфографических, 4 и более дисграфических

Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевого
нарушения:
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков
звукового анализа и синтеза:
• пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);

• перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал),
«натуспила» (наступила);
• недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
• наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые),
«бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
• искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с
пенька);
• слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит
на стене);
• неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений –
«Мой отец шофёр.
Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. знать машину после школы я тоже. Буду
шофёром»;
• замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан),
«шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы);
• нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь),
«лублу» (люблю).
2.
Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны
двигательного акта:
• смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у «прурода»
(природа),
п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м «полидор» (помидор), иш «лягуика» (лягушка).
Критерии выставления отметок за выполнение грамматического задания к контрольной работе
Оценки

Коррекционно-развивающее обучение

«5»

Правильно выполнены все задания.
Задание выполнено полностью, но допущена одна ошибка или 2
исправления.

«4»

Задание выполнено не полностью или задание выполнено полностью,
допущены 2 ошибки, задания выполнены небрежно.
«2»
К заданию ученик не приступал
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчётом на возможности их выполнения всеми
обучающимися (кол-во изученных орфограмм 60 % от общего числа всех слов диктанта). Слова на
неизученные правила либо не включаются, либо выносятся на доску. Предложения должны быть просты
по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических
категорий. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в
содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора. Хорошо успевающим
обучающимся предлагать дополнительное задание повышенной трудности. Тексты для изложения и
сочинения увеличиваются на 15-20 слов. Учитывая, что сочинения и изложения носят обучающий
характер, неудовлетворительные оценки не выставляются.
«3»

Объем словарного диктанта:
классы

количество слов

1

7-8

2

10-12

3

12-15

до 20

4

Оценки за словарный диктант
«5»

нет ошибок

«4»

1-2 ошибки или 1 исправление (1-й класс);
1ошибка или 1 исправление (2-4 классы)

«3»

3 ошибки и 1 исправление (1-й класс);
2ошибки и 1 исправление (2-4 классы)

«2»

4 ошибки (1-й класс);
3ошибки (2-4 классы)

Критерии оценивания контрольной работы по математике
Математика.
Оценка усвоения знаний в 1 классе осуществляется через выполнение обучающимся
продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях,
текстовых заданий электронного приложения к учебнику, в самостоятельных и проверочных работах.
Текущее, тематическое и итоговое оценивание ведётся без выставления бальной отметки,
сопровождаемые словесной оценкой.
В качестве оценивания предметных результатов обучающихся 2-4 классов используется
пятибалльная система оценивания.
Оценки
«5»
«4»

«3»

«2»

Коррекционно-развивающее обучение
Уровень выполнения требований значительно выше
удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по
предыдущему учебному материалу; не более 1 недочёта.
Уровень выполнения требований выше удовлетворительного: наличие
2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему учебному материалу; не
более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу.
Достаточный минимальный уровень выполнения требований,
предъявляемый к контрольной работе, не более 4-6 ошибок или 10
недочётов по текущему учебному материалу; не более 8 недочётов по
пройденному материалу.
Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие
более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; не более 5
ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу.

Техника чтения на конец года:
1 класс - 20-25 слов
2 класс – 30-40 слов
3 класс – 50-60 слов
4 класс – 70-80 слов.
Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи . Возможно обучение детей
элементам динамического чтения . (Упражнения для оптимального чтения: жужжащее чтение;
порционное чтение – щадящее; чтение диафильма; чтение перед сном).
Динамическое чтение – это чтение только глазами, с подавлением артикуляции. Для
успешной работы в этом направлении удобнее проводить отдельно уроки техники чтения, потому что
приёмы оптимального и динамического чтения очень специфичны и они идут в разрез с работой над
особенностями художественного произведения.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1.Желтовская Л.Я.,.Калинина О.Б. «Русский язык» Учебник 1 класс. 1 часть. - М.: «Просвещение».
2021г.
2. М.И.Башмаков, М.Г. Нефёдова «Математика» Учебник в 2 частях– М.: «Просвещение». 2021г.
3. Т.М. Адрианова «Букварь» Учебник 1часть – М.: «Просвещение». 2021г.
4. Н.Ф. Виноградова «Литературное чтение» учебник в 2 частях –М: «Вентана – Граф» -2021г.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Серия:
Стандарты второго поколения. Изд. Просвещение, 2010.
5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях Серия: Стандарты второго
поколения. Изд. Просвещение, 2010.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Серия: Стандарты
второго поколения. Изд. Просвещение, 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».