04.09.2024
Итоговое сочинение в 2024 году пройдет 4 декабря. Также есть резервные дни — 5 февраля и 9 апреля 2025 года. Школьникам предстоит за 3 часа 55 минут написать развернутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.
Итоговое сочинение
(изложение) – допуск выпускников 11-х классов к государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего
образования. Результатом итогового сочинения (изложения) является
«зачет» или «незачет». Продолжительность проведения сочинения
(изложения) – 235 минут. Объём сочинения (изложения) не менее 250 слов,
изложения — не менее 150 слов. Для обучающихся, выпускников прошлых лет с
ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов время написания увеличивается на 1,5
часа.
Результаты итогового сочинения (изложения) по решению
ВУЗа могут учитываться при приеме в образовательные организации высшего
образования. Поэтому писать сочинение (изложение) могут также и
выпускники прошлых лет.
Главные критерии для зачета
- Объем Итогового сочинения должен быть не менее 250 слов.
- Текст должен быть оригинальным.
- Сочинение должно соответствовать теме.
- В сочинении должна быть хотя бы одна ссылка на источник (пример из произведения).
- Работа должна содержать композицию.
- В сочинении должна иметься понятная мысль.
- На 100 слов должно быть не более 5 ошибок.
04.09.2024
Как и любое другое похожее рассуждение, оно состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.
Вступление — это вводная часть сочинения. Обычно она состоит из трех элементов:
- Вопроса темы. Можно переписать тему, если она сформулирована в виде вопроса, или задать какой-то вопрос к утвердительной теме. Например, раскрытие вопроса «В чем причины вражды между людьми?» один из школьников начал так: «Давайте рассмотрим, что такое вражда».
- Толкования ключевого понятия. Например, если вопрос посвящен прогрессу, нелишним будет охарактеризовать понятие «прогресс», например дать определение с основными характеристиками. Это толкование служит мостиком к главной части вступления — тезису.
- Тезиса — главной мысли автора, четкого ответа на вопрос. Можно начать тезис с клише «Я считаю, что…» Так проверяющим будет легче засчитать его. Пример возможного тезиса о роли прогресса: «Я считаю, что достижения научно-технического прогресса могут быть опасны для человечества в случае их бездумного и антигуманного использования».
Основная часть включает в себя собственные размышления выпускника, их аргументацию с помощью литературы. Структура основной части выглядит так:
- Связка — клише, которое соединяет вступление и основную часть, например «Обратимся к рассказу „Улыбка“ Р. Брэдбери».
- Описание эпизода, характера героя — в сущности, небольшой пересказ.
- Микровывод — анализ эпизода, в котором должен быть ответ на вопрос «Как этот пример доказывает тезис?» Недостаточно просто упомянуть произведение, необходимо описать конкретный эпизод, проанализировать поведение героя и объяснить, как пример соотносится с тезисом.
Для получения зачета достаточно опоры на один литературный источник, но учителя обычно советуют приводить два аргумента, чтобы перестраховаться: если вам не зачтут один пример, в запасе будет другой. Но если ученик написал два примера, а количество слов все равно меньше 250, он может привести в качестве еще одного фильм или ситуацию из жизни, чтобы набрать недостающие слова.
В качестве литературного источника подойдут:
- Художественная литература — русская и зарубежная, классическая и современная.
- Публицистика.
- Мемуарная литература: письма, дневники, мемуары, биографии, автобиографии, исповеди.
- Научно-популярная литература.
Малые жанры вроде пословиц и поговорок, а также ссылки на мангу, комиксы, графические романы не засчитают как аргумент.
Заключение — обобщение сказанного. Оно может включать в себя переосмысление или подтверждение тезиса, сформулированного во вступлении.
В методических рекомендациях ФИПИ есть образцы, на них можно ориентироваться в подготовке.